Российский ТЭК в уходящем году оказался между двумя полюсами управления
Опубликовано: 28 декабря 2012, 9:02 | Служба новостей ТюменьPRO
В уходящем году в российской энергетике появилось два центра управления. На одном полюсе оказались Роснефть, Роснефтегаз и президентская комиссия по ТЭКу, а на другом – правительство и профильный вице-премьер Аркадий Дворкович. С весны эта система находится в постоянном конфликте по поводу схем консолидации государственных энергоактивов, пишет «Коммерсантъ».
С осени 2011 года до конца весны 2012-го энергетика ждала окончания выборов, новых правил игры и ключевых фигур, которые должны были сменить куратора отрасли Игоря Сечина, министра энергетики Сергея Шматко и прочих членов правительства Путина. Новым куратором ТЭКа стал вице-премьер Аркадий Дворкович.
Уже 22 мая президент Владимир Путин подписал указ, позволивший государственному Роснефтегазу участвовать в приватизации энергокомпаний. Средства на инвестиции у компании имелись: Роснефтегаз давно копил дивиденды от Роснефти и Газпрома.
С учетом того, что и Роснефтегаз, и Роснефть были отданы в управление Сечину, президент создал в энергетике запутанную схему. Новая система с двумя противовесами укрепилась, когда была учреждена президентская комиссия по ТЭКу – влиятельная структура с размытыми правами.
В электроэнергетике перетряска началась еще раньше. Владимир Путин принял решение о передаче холдинга МРСК под управление ФСК. Затем компании предлагалось объединить под крылом Роснефтегаза или новой «национальной сетевой компании». Роснефтегаз также начал предлагать схемы своего вхождения в капитал «РусГидро» и «Интер РАО».
Тогда и произошел один из первых прямых конфликтов в новой системе. Правительство и администрация президента не смогли согласовать новые составы советов директоров холдинга и ФСК, и компании остались с промежуточными советами.
В целом правительству идеи Роснефтегаза активно не нравились. Там слияние ФСК и МРСК сочли слишком дорогим – его оценили в 600 млрд рублей. Еще кабмин напоминал, что дивиденды Роснефти и Газпрома являются собственностью государства, а не Роснефтегаза, и пытался забрать деньги в бюджет. В сентябре эту идею поддержал премьер Дмитрий Медведев, согласившийся с предложением Минфина о перечислении в казну до 95% средств Роснефтегаза.
Все это вызвало ответную критику со стороны Игоря Сечина, заявившего, что поручение правительства будет исполняться только после одобрения его президентом.
В итоге в отрасли был принят компромиссный вариант. Консолидация энергосетей пошла в противоположную сторону: теперь не ФСК будет управлять МРСК, а наоборот. Холдинг, переименованный в «Российские сети», получит в управление ФСК, а участие Роснефтегаза в схеме не предусмотрено.
Также произошел размен. Докапитализация «РусГидро» пройдет по схеме правительства: 50 млрд рублей, изъятые у Роснефтегаза в бюджет, внесут в энергокомпанию в обмен на допэмиссию. При этом «Интер РАО» в перспективе должно перейти Роснефтегазу, который за несколько лет получит контрольный пакет от других госструктур.
Казалось бы, система с двумя противовесами обрела устойчивость. Но уже в декабре 2012 года половина членов совета директоров «РусГидро» попыталась отменить допэмиссию. Потребовалось вмешательство вице-премьера Аркадия Дворковича, который лично уговаривал директоров.
Кто стоял за демаршем совета «РусГидро», до конца неясно. Однако все это доказывает, что новая схема управления отраслью способна давать сбой при любом внешнем вмешательстве.
Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.