За 14 млн. рублей в очередь к доктору

Опубликовано: 10 марта 2015, 14:20 | Служба новостей ТюменьPRO

«ТюменьPRO» уже писало, сколько стоит бюджету Тюменской области информатизация регионального  здравоохранения, в том числе знаменитая система IRIS.

Об «успешном» внедрении системы было отрапортовано в декабре 2010 года на официальном сайте областного Правительства, где уже бывший директор ГАУ ТО «МИАЦ» Николай  Ермаков (находящийся в настоящее время в местах не столь отдаленных) сообщает о начале работы сайта IRIS72.ru, который дает возможность любому человеку записаться на прием к врачу с помощью сети Интернет. Кроме того, в настоящее время кроме самозаписи к врачам через указанный сайт, во многих поликлиниках города Тюмени установлены терминалы выдачи талонов и  мониторы с указанием кабинетов, фамилий и часов приема специалистами. Помимо этого,  все новые поликлиники  города, а также открываемые после капитального ремонта, оборудованы системой звукового оповещения.

полка2 таблло

Напомним, что только с  2006 по 2012 годы в современные технологии для поликлиник и больниц области было вложено свыше 500 млн. рублей. Итогом стало уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ в отношении Ермакова и заключение экспертов о том, что внедренная система далека от совершенства.

И вот в конце 2014 года работу по усовершенствованию системы решили продолжить. Вот только заказчиком выступил уже не Департамент здравоохранения Тюменской области (что было бы логично), а государственное казенное учреждение «Центр информационных технологий Тюменской области» (ЦИТТО), подконтрольное  региональному  департаменту информатизации.

В декабре 2014 года по итогам электронного аукциона № АЭ-5360/14 был заключен государственный контракт с единственным участником на оказание услуг по внедрению системы управления очередью (СУО) в медицинских организациях Тюменской области. Контракт заключен с ООО «Арсенал+» по максимальной начальной цене в 13 972 420 руб.

«Внедрение» заключается в поставке и монтаже программных и программно-аппаратных средств, предназначенных для обеспечения процесса обслуживания посетителей в 59-ти медицинских организациях Тюменской области (если точнее — то юга ТО). Структурно СУО должна состоять из следующих элементов: сервер системы централизованного управления — 1 шт., сервер локальный — 59 лицензий, терминал выдачи талонов — 25 шт. (64 лицензии), персональное табло оператора — 264 компл., система звукового оповещения — 59 компл., сетевое коммутационное оборудование 59 шт., автоматизированное рабочее место оператора — 264 лицензии.

полка2 терминалмонитор1

Проще говоря, медицинские учреждения предлагается оснастить системой электронной очереди с выдачей талончика через терминал, наподобие тех, которые сегодня можно увидеть в отделениях Сбербанка, Ростелекома, Управлении Росреестра (регистрационная палата), налоговой инспекции. Кроме того, через данную систему можно записаться на приме к доктору через Интернет – т.е. то, что уже внедрено и худо-бедно, но функционирует посредством IRIS72.

Отсутствие конкуренции на аукционе объясняется тем, что согласно техническому заданию аукциона, поставляемая СУО должна быть совместима с «Сервером Централизованного управления сEnter», (СУО «Энтер»). Эквивалент недопустим ввиду наличия в распоряжении Заказчика лицензий на указанное программное обеспечение… Указанный сервер развернут на виртуальной машине в Центре обработки данных Правительства Тюменской области, по адресу: г. Тюмень, ул. Советская, д. 61».

На указание запрета поставки эквивалента в конкурсной документации, как ограничение количества участников торгов, было подано две жалобы в УФАС по Тюменской области, которые были признаны необоснованными с одинаковым обоснованием.

Присутствовавший при рассмотрении жалоб представитель заказчика предоставил акт №2 передачи неисключительных прав на использование программного обеспечения СУО «Энтер», правопреемником которого является ГКУ Тюменской области «Центр информационных технологий Тюменской области». Помимо этого, предоставил Лицензию на право пользования программного обеспечения СУО «Энтер», в п.2 которой указано: сублицензирование ПО (дальнейшее распространение полученных прав) путем продажи или иного отчуждения экземпляров ПО для своих подведомственных подразделений (учреждений) и структурных единиц.

Но если антимонопольный орган не усмотрел здесь никаких нарушений закона и признал обе жалобы необоснованными, то с точки зрения экономии бюджетных средств вопросы остались. Редакция «ТюменьPRO» направила в Центр информационных технологий запрос, с просьбой  ответить на следующие вопросы:

1) предоставить данные государственного контракта и наименование поставщика, у которого Центр информационных технологий приобрело программное обеспечение СУО «Энтер»;

2) как используется или предполагается использовать в учреждении, не оказывающем медицинские услуги, систему управления очередями «Энтер»?

3) Каким подведомственным подразделениям (учреждениям) центра было установлено программное обеспечение СУО «Энтер»?

4) Каким образом предполагается совместное использование внедряемой системы на базе программного обеспечения СУО «Энтер» и уже используемой системы «Ирис 72», в том числе установленных в медицинских учреждениях на момент проведения закупки терминалов по выдаче талонов и информационных табло?

Последний вопрос был вызван тем, что в приложении №3 к техническому заданию перечислены медицинские учреждения, которые должны быть оборудованы терминалами выдачи талонов и информационными табло.

Мы посетили три поликлиники г. Тюмени из перечисленных в списке и оказалось, что это оборудование на момент объявления аукциона там уже стояло! То есть, при исполнении государственного контракта исполнителем будет рядом поставлено (повешено) аналогичное оборудование, или в установленное ранее будет «заведена» новая программа, а работы будут приняты с поставкой оборудования. Оба варианта имеют признаки как минимум неэффективного использования бюджетных средств.

полка1 табло

Вот какие были получены ответы на запрос редакции:

1) право использования СУО «Энтер» центральный сервер (далее ПО) передано ГКУ ТО «ЦИТТО» Департаментом информатизации Тюменской области в порядке сублицензирования по акту приема-передачи. Право департамента на сублицензирование подтверждается лицензией, выданной правообладателем (правообладатель не указан – ред.).

2) ЦИТТО осуществляет размещение ПО на серверных мощностях Центра обработки данных Правительства Тюменской области (далее – ЦОД)… Сейчас идет оснащение и наладка электронной очереди в лечебных учреждениях юга Тюменской области (т.е. в самом ЦИТТО система электронных очередей не внедрена и не планируется – ред.).

3) В настоящее время СУО «Энтер» успешно работает в сети отделений ГАУ ТО «МФЦ»(но данная система не имеет никакого отношения к системе здравоохранения – ред.).

4) Сайт iris72.ru и СУО «Энтер» решают две принципиально разные задачи – автоматизация плановой и автоматизация внеплановой медицинской помощи… по завершении исполнения контракта на установленных в медицинских организациях информационных терминалах будет реализован интерфейс, позволяющий записаться как на плановый, так и на внеплановый прием.

Выводы.

Из ответа, данного директором Центра информационных технологий Артуром Усмановым, складывается впечатление, что он совсем не знаком с предназначением внедренной ранее системой ИРИС, а также отчетом экспертов, выводы которых были приведены ранее. Несмотря на потраченные ранее миллионы бюджетных денег на внедрение ИРИС областные чиновники решили ввести в работу новую (параллельную) систему электронных очередей на новом программном обеспечении. Отказ в поставке эквивалента объясняется очень просто – наличием данного ПО на сервере самого заказчика. То, что заказчик не использует данное ПО по назначению  никого не смущает, главное, что оно у него есть.

Теперь о том, почему заказчика заинтересовала именно СУО «Энтер», а не какая-нибудь другая. Введя это название в любой поисковик можно найти новость  от января 2014 года том, что резидент бизнес-инкубатора Тюменского Технопарка компания «Коминтек» завершает работу по созданию собственной платформы для системы управления электронной очередью «Энтер», официальную презентацию которой разработчик планирует провести весной. «Мы получили субсидию на возмещение затрат на производство нашего продукта, — рассказывает Алексей Мальцев. Деньги – это всегда приятно…»

Учредителем Технопарка, а точнее — ГБУ ТО «Западно-Сибирский инновационный центр» является Комитет по инновациям Тюменской области, через который и идет предоставление субсидий молодым ученым в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. Таким образом, благодаря материальной поддержке комитета по инновациям был создан продукт, реализацией которого уже через полгода занялся департамент информатизации. Вот только департамент здравоохранения забыли спросить.

Судя по тому, что на аукцион заявился не сам разработчик программного продукта, а фирма-посредник в лице ООО «Арсенал+», занимающееся продажей и обслуживанием компьютерной техники, можно сделать вывод, что наличие лицензии на СУО «Энтер» не главное условие этого аукциона — ведь у департамента информатизации она уже есть и кроме как с ГАУ ТО «МФЦ» он ей не поделился.

Ключевой момент здесь  в  смене заказчика, т.к. департамент здравоохранения свою программу и выделенные на ее реализацию бюджетные средства уже выполнил. Когда-то же должен быть конец? Теперь очередь за Центром информационных технологией реализующим программу «Основные направления развития информатизации (Электронная Тюменская область)» и осваивающий другие статьи бюджета.

Кстати, 9 марта 2015 года все работы по государственному контракту ООО «Арсенал+» должны быть выполнены. За 14 млн. рублей в систему электронной очереди добавлена новая услуга: если вы записались к доктору через Интернет или получили талончик в терминале – вам теперь должны приходить SMS-сообщения о движении очереди!

 

Рубрики: Общество, ПравдаPRO. Метки: , , , , , , , , , .


Рейтинг новости:

1028
Просмотры:
11
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. Судебный департамент Верховного суда:

    Схема давно отработанная и подробно описана пользователем ros_pravosudie в его ЖЖ в посте «Как украсть миллиард из государственного бюджета?»

    Где и как проще всего «распилить» бюджетные средства, выделенные на государственные закупки, есливы чиновник, которому очень хочется поправить свое материальное состояние за счет государства?

    Конечно, на создании программного обеспечения. Почему? Потому что программы — это не асфальт для дорог, не стадион, не мост, не ГСМ и даже не ракета. Компьютерную программу не пощупаешь руками, её нельзя измерить, взвесить, залить в бензобак. Она либо работает, либо нет. Причём вся хитрость состоит в том, что даже если ПО и работает, то это вовсе не значит, что оно было создано по реальной цене, а не завышенной. Главное — не «перестараться» с завышением сметы.

    Именно так произошло в ходе создания российской государственно-аналитической системы «Правосудие». Перестарались.

    Согласно данным проверки Счетной палаты РФ, конкурсы на поставку программного обеспечения в разные годы выигрывали ЗАО «ИВЦ ИНСОФТ», ООО «Итерион», ООО «Орбита-сервис». Все эти компании объединяет либо один и тот же адрес регистрации, либо один учредитель — Леонид Юхневич.Конкурс без конкурса Юхневичу, по всей видимости, помог обеспечить глава Судебного департамента при Верховном суде РФ Александр Гусев. Этот же Судебный департамент и был инициатором создания ГАС «Правосудие». Удобно, правда?…

    … К примеру, на «обеспечение требований действующего законодательства» по «поддержанию ГАС «Правосудие» в 2013 году было выделено почти 220 миллионов 300 тысяч рублей. А что это за «обеспечение требований» — никто не знает. В результате, исчезли почти 17 миллионов рублей субсидий. Куда? Никто не знает. Даже в Счетной палате не могут установить конечное местонахождение средств.

    В сами суды, как свидетельствует отчёт Счетной Палаты, так и не попало оборудование для допроса потерпевших и свидетелей в «невидимом» режиме. Вместо плановых 80 филиалов ГАС по всей России было построено только 45.

    Пребывавшее в неведении высшее руководство Верховного суда получало множество поддельных документов с подтверждением того, что филиалы возведены, носители цифровых подписей куплены и реализация проекта идет по плану.

  2. А не отсюда ли ветер дует:

    Санников Алексей Германович — с октября 2011 г. и по настоящее время – председатель комитета по инновациям Тюменской области, по совместительству – профессор кафедры медицинской и биологической физики с курсом медицинской информатики Тюменской государственной медицинской академии (курс медицинской информатики) и профессор кафедры математики и информатики Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права (курсы «теория систем и системного анализа» и «проектирование информационных систем»).
    Начиная с 1996 года Санников А.Г. сформировал новый курс медицинской информатики для студентов лечебного, педиатрического и сестринского факультетов в составе кафедры медбиофизики Тюменской медицинской академии.
    Санниковым А.Г. разработан набор специализированного программного обеспечения для преподавания медицинской информатики, большое количество методических пособий. Ряд электронных мультимедийных и традиционных пособий имеют гриф УМО медицинских и фармацевтических вузов России.
    Алексей Германович является членом проблемной учебно-методической комиссии по математике, физике и информатике УМО медицинских и фармацевтических вузов РФ. С 2012 года является членом научно-технического совета «Медицинская информатика» технологической платформы «Медицина будущего».
    Имеет 4 патента на изобретения и 161 свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных.

  3. Посвященный:

    На первых трех фото — клиент того же web-сервиса, который уже три года как работает на сайте iris72.ru. Клиент для электронной очереди был создан за деньги бюджета ЦИТТО. То есть продали то, что ранее купили сами (ну, кроме железок, конечно, хотя тоже вопрос). В очередной раз продают дважды одно и то же. Жаль, что статья — очередной пук в сторону «осваивателей» бюджета — неприятно, но нестрашно.
    Кстати, а причем тут Санников и его регалии? А еще он главный внештатный специалист здравохранения области по информатизации. Но мне кажется, что он тут ни при чем, он даже не в комиссии по информатизации медицины, которую возглавляет Олег Заруба. Вот к кому должны быть вопросы… если не страшно.

    • опер:

      а можно про Зарубу поподробнее?

      • Посвященный:

        Что конкретно? Открытая информация — Заруба курирует бюджет данной программы в правительстве. И неспроста отобрал бюджет информатизации у медицины — читайте постановления губернатора за 2013 год. Наверное, О.В. лучше медиков знает, что им нужно автоматизировать и какими СУО «энтерами». Неужели вы думаете, что ЦИТТО сам решает, что и у кого покупать.. а вас, оперов, от текстов поподробнее может пучить?

  4. АВ:

    суть данного оснащения ясна: Если вы организованный пациент — вы запишетесь на прием заранее — через iris72 или по телефону — неважно.Так записывается меньшинство — через интернет — не более 3-5% А если вы зашли потому что срочно заболели или вы бабушка, которая ходит в больничку как в дом свиданий — то вот вам электронная очередь в кабинеты первичного приема — получи талончик и сиди, жди вызова. Вроде понятно и удобно. НО есть реальные вопросы к самой форме закупки — ну какое, нахрен, ограничение из-за отсутствия эквивалента — это тупая закупка оборудования — и просто нужно было убрать всякие левые мутные конторы в пользу проверенного поставщика.

    И я данному поставщику особо не завидую — судя по падению рубля он скорее жутко прогорел.

    лицензии СУО «Энтер» — это отмазка для глупцов из ФАСа — судя по их решениям, там пора делать ротацию. К сожалению оборудование в последнее время так бюджет и покупает — иначе есть риск купить китайскую фекальную сборку или вообще попасть на разборки в ФАС и не купить ничего. А софт… — правильно написано — он у ЦИТТО уже был, причем сделанный задешево. И это понятно, поскольку любую ЭО нужно было бы интегрировать с имеющейся в области единой медицинской системой.
    Кстати, упомянутая контора Коминтек — это та самая, которая «делала» ныне сидящему Ермакову сайт iris72 за 16 млн?

    • опер:

      Как-то интересно фирмы собрались:

      ГАУ ТО «Медицинский информационно-аналитический центр» 625000, г. Тюмень, ул. Ленина 2А, блок А1, 2 этаж, оф. 208″

      а тремя этажами выше:

      ООО «Коминтек» Мальцев Алексей Юрьевич 90 % Барабанов Алексей Александрович 10 %
      ООО «Криптоник» Мальцев Алексей Юрьевич 77 % Барабанов Алексей Александрович 23 %
      ООО «Крафт Айти» Мальцев Алексей Юрьевич 100 %

  5. Реально посвященный:

    Не перестают меня умилять люди, которые судят о том в чем абсолютно не разбираются. Прежде чем устраивать охоту на ведьм и пачкать грязью достойных людей – задумайтесь, что вы делаете?
    Чтобы не растекаться мыслью по древу поставлю основные вопросы, которые возникли у «экспертов» (хотел пройти по ссылке, чтобы ознакомиться с их мнением, не работает):
    1. Каким образом было определено, что будет использоваться ПО местного разработчика?
    2. Аукцион выигран единственным участником, почему?
    3. Бюджету области был нанесен ущерб? 14 млн. рублей – это много?
    Во-первых: кто-нибудь из задающих вопросов сам пробовал участвовать в аукционах? А в аукционах Тюменской области? Вы должны были заметить, что битвы идут за торги от 10 тыс.руб. до 1 млн. руб., буквально экономии составляют 10-30%. А все крупные торги, как правило, выигрываются по единственному участнику, корни которого уходят в Москву и другие центральные регионы страны. А потом этот участник ищет в Тюмени подрядчиков, которые за очень небольшую делают всю работу. Местный малый и средний бизнес, как правило. Отрезан от участия в крупных торгах. Например дороги – делают наши дорожники, хотя аукцион выигрывает фирма не из нашего региона.
    А здесь, была реальная попытка поддержать местных разработчиков. Но власть имущим тут же надавали по рукам, мол «как так?». Да только так, дамы и господа. Из региона «утекают» программисты – в Москву, Питер, Малайзию, Австралию.
    Во-вторых: почему был единственный участник? Здесь вопрос уже риторический. Судя по сайту производителя СУО «ЭНТЕР», в Тюмени минимум четыре организации, которые могли так же податься. И они все Тюменские. Ввиду того что город наш маленький – вряд ли они все собрались бы и стали «падать» в цене. Бюджет аукциона, не смотря на все спекуляции по величине суммы – очень «узкий». Компания «Арсенал+» выиграла данный аукцион, и приняла на себя весь удар финансового кризиса декабря 2014 года. Эта компания уже «влетела в копеечку», и осуществляет поставку (до сих пор) оборудования уже финансируя из своих средств окончание проекта.
    В-третьих: кто то говорит об ущербе бюджету. Но кто-то считал деньги? Все смотрят итоговую сумму – ЧЕТЫРНАДЦАТЬ МИЛЛИОНОВ рублей. Но почему-то никто не посчитал, что одна очередь, в среднем, выходит – 239 тысяч рублей. Эксперты, вопрос к вам – исходя из коньктуры рынка государственных торгов, какова средняя стоимость электронной очереди в соседних регионах? Могу дать пример – в Башкирии для ИФНС очереди закупались по цене 2,5 млн. рублей (всего четыре очереди за 10 млн.рублей), МФЦ Екатеринбурга – 25 млн рублей за 39 очередей. А вот пример отраслевой – средняя стоимость закупаемой электронной очереди для больниц г. Екатеринбурга – 800 тысяч рублей. Пруфы можно найти на сайте гос. закупок.
    Так много это, или мало – 14 млн. рублей? Судите сами – на данной закупке бюджет области сэкономил порядка 12-15 млн. рублей. А с учетом того что риски по падению доллара на себя принял «Арсенал+» можно приплюсовать еще 4-5 млн. рублей.
    По поводу IRIS и СУО. Кто-то сказал что системы конкурирующие. Отнюдь. «Посвященный» уже говорил – есть процесс обслуживания по записи (IRIS) а есть процесс обслуживания живой очереди (СУО). А есть момент обслуживания людей из живой очереди, когда кто-то не явился по записи. Здесь и нужна интеграция. И еще не забывайте – СУО, это не только электронная очередь как конгломерат алгоритмов, это еще и интерфейс – то есть система взаимодействия с пользователем. Кто из вас не приходил к врачу по записи, и не обнаруживал, что перед вами очередь из двух-трех пациентов, которые тоже по записи, но их еще не приняли? А еще вводятся нормы по количеству минут, который врач должен потратить на каждого пациента и не более. Но это уже совсем другая песня.
    Вывод: в Тюмени до сих пор ведется работа по внедрению электронных очередей в лечебных учреждениях. Проект ведется силами Тюменских компаний. Правительство области поддержало местных производителей. Давать оценку тому – плохо это или хорошо – предоставляю экспертам.

  6. Аноним:

    Реально посвещенный — вы слоганом очень на Мальцева Алексея походите, между прочим.
    Чего так много буковок тов вашем ответе? Задело за живое наверное :)))
    Не будет удивительно, если проведут экспертизу трудоемкости составления и отладки кода СУО Энтер и обнаружат, что ВСЕ ее создание делается силами 2-3 программеров и 1 архитектора в течение 4-6 месяцев (то есть трудоемкость по нашим местным затратам составляет 3-4 млн руб максимум). Это включая интергацию с «железками», так как все просто и открыто по каналам передается….
    Вотогда следствие это обнаружит и посчитает реальные затраты — тогда и встанет вопрос -кого и на сколько сажать 🙂
    Ибо делать норму прибылив 10000% на 3 внедрениях — грабеж, а не бизнес!
    Не удивительно будет,. если через полгода-год и учредители Коминтека за решеткой окажутся 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.


Наверх ↑

ЯМАЛPRO
ЮГРАPRO