Тюменский родком: подход к реорганизации школ в области не выдерживает никакой критики

Опубликовано: 26 января 2016, 9:17 | Служба новостей ТюменьPRO

Реорганизация ряда тюменских школ наделала немало шума. Многие родители возмущены реформой, так как уверены: эти перемены – не к лучшему. Корреспондент ИА «ТюменьPRO» пообщался с председателем Тюменского родительского комитета Андреем Добрыниным на эту тему.

Андрей Владимирович, в социальных сетях увеличилось количество тревожных сообщений о грядущей реорганизации тюменских школ. Расскажите о сути этих преобразований.

С начала текущего учебного года стала появляться информация о слиянии и реорганизации, а также ликвидации школ города Тюмени, Тюменского района, а также к нам обращались из Тобольска обеспокоенные родители. Они задавали вопросы о том, как все это следует понимать. А дело заключается в следующем: областная Дума нынешнего созыва 5 июля 2013 года утвердила закон №63 «О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области». Согласно этому закону, все полномочия по реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, без всяких комментариев и оговорок, передаются органам исполнительной власти. То есть, это означает, что мэрия города или администрация Тюменского или Нижнетавдинского, к примеру, района, имеет все основания закрывать школы своим распоряжением.

Однако в том же году правительство выпустило постановление, где регламентируется порядок: должна создаваться комиссия, описывается ее состав, что она обязана изучить и представить в виде заключения, то есть, должно быть, обоснование закрытия школы. Но нигде не говорится даже о том, что родители должны быть, элементарно проинформированы, и нигде не сказано о том, что их мнение каким-то образом должно быть учтено.

Андрей Владимирович, каково количество жалоб, поступивших в вашу общественную организацию по этой проблеме?

Мы предметно беседовали с активистами из пос. Боровский. Они собрали 800 подписей. Их возмутило то, что, по законодательству, должен был произойти сход граждан — для сельской местности порядок особый. Поселок большой, в нем расположены две равнозначные школы, это около тысячи учеников.

Я знаю, что от лица родительской общественности 22 декабря было направлено открытое обращение на имя Владимира Якушева. Представители инициативной группы оперируют цифрой в 2500 подписей. Они собраны на пикетах. И я так скажу: большинство родителей были вообще не в курсе происходящего — впервые увидев человека с плакатом, они узнавали, что, к примеру, школа №44, имени героя Советского Союза Федюнинского, свою историю фактически заканчивает, поскольку становится филиалом школы №69. Одним словом, слияние касается пятидесяти школ в городе, то есть, из пятидесяти остается 25.

Представители власти предпринимали попытки объяснить, для чего это делается?

На тех встречах, где мы присутствовали, приводились аргументы в пользу реорганизации. Нам говорят, что есть план экономии бюджетных средств, утвержденный еще в 2014 году. В рамках этого плана предполагалась реорганизация образовательных учреждений в 2015 году. В понятие «образовательное учреждение» входят и детские сады, поэтому нам было сказано: «Мы успешно реорганизовали детские сады, а теперь очередь дошла до школ».

Главная идея заключается в том, что сокращаются ставки директоров школ, завучей, бухгалтерии — административные должности. А работники образовательной сферы, которые контактируют непосредственно с детьми, принципиально остаются на своих местах — так прокомментировал ситуацию губернатор Тюменской области Владимир Якушев еще в декабре.

Но, извините меня, я тоже учился в школе, и у нас директор вела предметы, и является точно таким же педагогом, относились мы к ней, как к самому главному учителю. Если бы стали сокращать учителей, то возмущения, конечно, было бы намного больше, а так получается, что к управленческим должностям жалости меньше. Но я не думаю, что это правильно, потому что как только представляю себе того бедного директора, который будет руководить двумя школами сразу, за ту же самую зарплату — ну это, действительно, экономия на детях.

Приводят еще и такие аргументы: вот у одной школы есть корт, а у другой — бассейн, и если все это объединить, то дети смогут посещать бассейн, и совместно играть на хоккейном корте. У нас ведь родители тоже не дураки, читают новости, прессу. Выступала Татьяна Голикова, руководитель Счетной палаты — она сказала, что в 31-м регионе произошли процессы реорганизации и слияния школ, а ожидаемого эффекта, экономии, нет.

А почему нет? Получается, что чиновники просчитались?

Во-первых, есть затраты на саму реорганизацию: ликвидацию юридического лица, перерегистрацию уставов, учредительные договоры, и так далее. Во-вторых, в 2012 году президент издал один из майских указов, согласно которому у бюджетников зарплата должна быть привязана к средним экономическим показателям в регионе. Следовательно, урезать ее не имеют права, и поэтому, раз идет инфляция, растут цены, наше местное правительство обязано даже повышать зарплату учителям.

Мы и без того сейчас встревожены большой нагрузкой на весь педагогический состав и в первую очередь — на учителей. Они загружены не меньше, чем врачи. Вот приходите вы на прием, а врачу вами заниматься некогда — он еще не успел заполнить бумажки по предыдущему пациенту, и за всей этой писаниной времени на ваши жалобы остается очень мало. С учителями происходит то же самое — нет возможности адекватно работать с детьми, оставаться после уроков для дополнительных занятий с ними, и так далее. Вот и получается: если нельзя сокращать зарплаты педагогам, то приходится сокращать количество педагогов, нагружая дополнительной работой тех, кого не сократили, за тот же самый размер оплаты труда. Мы и без этого имеем огромное количество нареканий к нашей средней школе, а тут еще усугубляют!

DSC04360

Вы уже сказали о том, что в сельской местности должен проводиться сход граждан и что в Боровском его не было. А как обстоят дела с этим вопросом в других муниципальных образованиях Тюменского района?

Сам подход к проведению этих реформ — очень авторитарен, не выдерживает никакой критики. Мы общались с заместителем главы администрации Тюменского района Ольгой Витальевной Зиминой. Она сказала, что реформирование проведено в десяти населенных пунктах. По закону положено проводить опрос граждан. И вы представляете: во всех десяти населенных пунктах люди согласились!

А за счет чего это сделано? За счет того, что районная Дума утвердила анонимные опросные листы, понимаете? Поэтому во время проведения любой проверки на местах заявят: «А у нас было 250 подписей «за», а 10 — «против». Но как вы докажете, что опрашивали конкретно жителей вашего села, если опросные листы — анонимные?

Очень много вопросов к реализации этой реформы, одним словом. Это чиновникам кажется, что она повысит качество образования, это субъективная оценка, а мы считаем наоборот. Должна быть комиссия, которая должна оценить возможные последствия этих реорганизаций. Где протоколы заседания этой комиссии, ее заключения? Мы подозреваем, что их начали готовить задним числом – после того, как мы их начали запрашивать. У Тюменского района вообще все даты задом-наперед: документ №2 ссылается на документ №1, которого, согласно логике дат, еще не было.

Поступали жалобы от самих учителей, директоров, завучей?

Позиция профсоюза и самих учителей — это вообще отдельный вопрос. Они находятся в таких ежовых рукавицах, там настолько завинчены гайки, что они просто выполняют то, что им спускают. Никакой возможности высказывания своего личного мнения.

А Общественная палата Тюменской области как-то проявляет свою точку зрения по этой проблеме?

По сути дела, представители Общественной палаты должны озвучивать власти наши потребности, понимать суть наших интересов — в данном случае, родительских. В палате масса различных комиссий и комитетов, но этой проблемой они не занимаются — родители идут к нам, привлекают нас к решению проблем, видят в нас тех людей, с которыми пообщаешься и не потеряешь времени зря.

А об Общественной палате простые граждане, видимо, не знают. Вероятно, именно поэтому эта реформа и проводится так авторитарно и нагло — у ее организаторов со всех сторон все схвачено: профсоюзы — куплены, Общественная палата вообще не участвует в этом процессе. Поэтому они думают, что общественники просто пошумят и перестанут. Но общественность не имеет права рисковать качеством образования своих детей. Поэтому мы будем добиваться решения этого вопроса в пользу здравого смысла.

Тюменский родком уже каким-нибудь образом выразил свою позицию в адрес власти по этой проблеме?

Мы встретились с руководителем комитета по социальной политике Тюменской областной Думы Владимиром Столяровым и сообщили о том, что есть большая волна недовольства. И мы считаем, что она вызвана несовершенством законодательно-нормативной базы. «Давайте будем работать, исправлять этот закон», — предложили мы.

Владимир Алексеевич (Столяров — ред.) с этим согласился и предложил создать рабочую комиссию, заседание которой состоялось 21 декабря. Присутствовали все основные персонажи, которые задействованы в процессе реорганизации: первый руководитель департамента образования области, уполномоченный по правам ребенка, заместитель главы администрации Тюмени по социальным вопросам, руководитель городского департамента образования, представители областной прокуратуры.

По результатам заседания, в частности, было решено порекомендовать общественной организации представить в областную Думу предложения по изменению федерального или областного законодательства. По большому счету, власть пошла нам навстречу, и мы потратили рождественские каникулы на формулирование наших предложений — сейчас этот документ уже зарегистрирован в областной Думе.

Расскажите об основных предложениях, которые внесла общественная организация «Тюменский областной родительский комитет».

В этом документе мы предлагаем целую процедуру, которая включает в себя, в обязательном порядке, изучение мнения родителей, прежде чем муниципалитет попытается закрыть или реорганизовать ту или иную школу. Родители являются главными заказчиками образовательных услуг, и они не должны быть проигнорированы, да и власти понимают, что оставлять дела в таком виде — не очень правильно. Так что ждем адекватной реакции на наше предложение.

 

Беседовал Степан Шолпан

Рубрики: Интервью, Общество. Метки: , , .


Рейтинг новости:

1242
Просмотры:
13
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. Юрий Алексеевич:

    Никто ничего не оценивал.
    Ибо «барин» сказал — холоп побежал.

    Кстати проблема не в Якушеве, а в тех чиновниках (прежде всего руководителей районов и местных администраций), которые развращены дикими зарплатами при отсутствии видимой работы.
    Т.е. областная администрация вольно или невольно плодит трутней во главе районов, сел и поселков.
    И эти трутни готовы практически на все дабы остаться на «хлебном месте».
    В этом и есть главная проблема, а «школьная реформа» или точнее губернаторская глупость — это всего лишь следствие.

  2. Владимир Воронин:

    Полностью поддерживаю Юрия Алексеевича. Скажу применительно к Ишимскому району. Зачем такой штат администрации района, если района как такового нет. Около десятка «полумертвых» фермеров, которые живут на дотации. А глава района с зарплатой свыше двухсот тысяч рублей посещает здание администрации только для того, чтобы поделить бюджетные деньги со своим «кормильцем» Дегояном, да подремать в тишине кабинета:) Еще в каждой деревне по главе. Зато глава района — главный поставщик косуль и кабанов, добытых браконьерством к новогоднему столу тюменских депутатов. А главное он дает «146» % голосов на выборах. А это, насколько я понимаю, в настоящее время главный критерий эффективности работы глав администраций любого уровня:)

  3. Страх потеряли:

    Вот это настоящее гражданское общество! Вот это пример неравнодушных людей! Молодцы!

  4. Илья:

    Родители школьников у нас боятся рта раскрыть, если с чем-то не согласны. Не вышло бы такого же соглашательства, как учителя или директор попросят. так родители и проголосуют ….
    Но тогда уж недовольство должно быть снято: обсуждали? решили? голосовали? какие теперь вопросы?

  5. Кравчук Л.А:

    Без вас разберутся! Будут делать так, как считают нужным, никто никого спрашивать не будет. То что вы тут попишете, это никому не надо. Разве только пар выпустить, да себя накрутить.

  6. Ирина:

    Никто родителей не спрашивал! А когда родители организовались и высказали свое мнение, им пришли смешные отписки, никто на них не обращает внимания!

  7. Боровчанин:

    Знаете, на второй встрече в Боровском с Зиминой и Буториной, депутат местной думы задала Зиминой вопрос: «Ольга Витальевна! Мы просили встречи с вами, чтобы вы хоть что-то нам рассказали про реорганизацию! А вы нас проигнорировали» На что Зимина ответила: «А меня никто не приглашал!».
    У нее спрашивают одно, она отвечает совсем другое — тогда возникает вопрос: ДЛЯ ЧЕГО ТЫ ПРИПЕРЛАСЬ?
    На первой встрече Зимина была «ласковая пташка», а на второй как стерва резанная!!! Не могла людям дать договорить, а Буторина молчала, как кукла сидела, боялась слово вымолвить!!!
    Нас конечно не спросят, но мнение учитываться должно! Реорганизацию можно ПРИостановить, отменить совсем, обратившись с официальным запросом ОБ отмене этого процесса. Просто этого никто делать не собирается!
    С Юрием Алексеевичем я согласен на 100%. Сэкономили они, 3 500 000… Они решили просто в отпуска на подольше съездить во всякие страны…. А эти 3 500 000 — это фонд з/п педагогов на год. В Боровском 2 школы, в обеих около 150 сотрудников, в 1-900 учащихся, и во второй столько же (на следующий год планируется ЕЩЕ БОЛЬШЕ). Для чего? Зачем? Они сами даже не знают!!!

  8. Боровчанин:

    В ЮТУБе есть видео с обеих встреч! Посмотрите, посмеетесь от души!!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.


Наверх ↑

ЯМАЛPRO
ЮГРАPRO