Куда «Фортум» Тюмень заведет, или как заместитель Якушева с москвичами боролся
Опубликовано: 21 марта 2016, 18:21 | Служба новостей ТюменьPRO

Энергетический конфликт в области вышел на новый уровень – на прошлой неделе стало известно, что вред, нанесенный отсутствием схемы теплоснабжения, оценивать будет прокуратура. Возможно, именно этот факт послужил поводом к созыву «экстренной» конференции, что состоялась в минувший четверг в Москве. Оно и понятно, в беседе, где присутствуют все участники процесса, решение найти гораздо проще.
Разумеется, на круглом столе «Текущее состояние систем теплоснабжения в стране: инерционный путь к деградации» наше внимание было приковано к ситуации с Тюменью. Регион представлял заместитель губернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин. Именно он пытался донести до общественности, что схема теплоснабжения городского округа, фактически предложенная «Фортумом», в случае принятия станет препятствием для социально-экономического развития региона.
Кто девушку ужинает — тот её и танцует
Напомним, схема теплоснабжения Тюмени должна была появиться еще в 2011 году — её принятие существенно оптимизировало бы снабжение потребителей теплом и определение тарифов для инвесторов. На состоявшихся в конце прошлого года публичных слушаниях было предложено три варианта решения «тепловых проблем» города. Вот здесь-то и возник конфликт интересов.
Первый вариант предусматривал сохранение существующих зон теплоснабжения ТЭЦ с одновременным строительством новых тепломагистралей и насосных станций, реконструкцией уже построенных тепловых сетей. Стоимость данного плана была оценена в 1, 2 млрд рублей до конца 2021 года, плюс операционные затраты на транспортировку тепла (дополнительно к 1,2 млрд рублей). Вариант схемы, разработанный ВНИПИ «Энергопром» по заказу «Фортума» (оплатой занималось дочернее общество финского холдинга ОАО «УТСК»), был назван грабительским (позже это подтвердили в Минстрое, заявив, данный вариант приводит к необоснованному росту платы граждан за коммунальные услуги и завышенной стоимости техприсоединения).
Как пояснили корреспонденту ТюменьПРО в областном Департаменте ЖКХ, строительство западного теплового комплекса, на котором настаивал «Энергопром», стало бы третьим централизованным источником энергии. При этом реализация проекта помимо строительства источника тепловой энергии потребовала бы затрат на реконструкцию и строительство тепловых сетей и подкачивающих насосных станций.
Поэтому предпочтительнее для тюменских властей оказался вариант, предложенный компанией «Тепло Тюмени» (филиал ПАО «Сибирско-Уральская энергетическая компания»), предполагающий строительство новой газотурбинной ТЭЦ электрической мощностью 24 МВт и тепловой – 298 Гкал/час в Затюменском районе.
Как мы уже говорили ранее, позицию Тюмени на форуме раскритиковали. Так, замминистра энергетики Вячеслав Кравченко высказал мнение, что схемы теплоснабжения, которые утверждаются на уровне местных властей, допускают избыточность и неэффективность выработки тепла. А сложившаяся негативная ситуация удовлетворяет некие интересы, отличные от интересов потребителей тепла.
— Появляется новый, ненужный никому источник тепловой генерации стоимостью существенно выше, чем у ТЭЦ, и отбирает у нее объем полезного отпуска. Тарифы таких котельных превышают в разы тарифы ТЭЦ, и эта ситуация целиком и полностью в компетенции местных органов власти, — заявил Кравченко в рамках круглого стола в Москве.
Но заместитель губернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин уверен, что так или иначе пока регион и потребители выиграли от того, что схема «Фортума» не утверждена. Согласно его мнению, 90% инвестмероприятий финской компании потребовалось бы компенсировать из казны — вложения оценивались в 19,7 млрд рублей. Повторив свою позицию участникам круглого стола, Вячеслав Вахрин не нашел поддержки у коллег.
Энергетики VS чиновники
У энергопоставляющей компании «Фортум» — главного участника конфликта, разумеется, совершенно иная точка зрения.
— Пока Схема не принята, говорить о конкретных расходах преждевременно. Разработчиком схемы сформулировано три варианта перспективного развития теплоснабжения Тюмени, в том числе рассмотрен вариант, который был предложен Администрацией г. Тюмени и арендатором муниципальных тепловых сетей – «Тепло Тюмени» — филиал ПАО «СУЭНКО». Каждый из вариантов имеет оценку.
№ варианта |
Описание | Капитальные вложения |
Тариф для потребителя к 2029 г. |
Инициатор |
1 | Сохранение существующих зон действия ТЭЦ путем строительства новых тепловых сетей | 21 222,66 | 1 486,40 | Разработчик |
2 | Строительство новой ТТЭЦ-3 (24 МВт) в Затюменском районе | 20 298,83 | 1 492,37 | Администрация города и Тепло Тюмени |
3 | Строительство Западного теплового комплекса (ЗТК) ТТЭЦ-2. Оптимизация зон действия ТЭЦ | 19 771,00 | 1 434,32 | Разработчик |
Наиболее эффективным с точки зрения капитальных вложений и наименьших тарифных последствий для потребителей является вариант номер 3. Фактически на тариф для потребителей окажут влияние инвестиции в размере порядка трех млрд руб. (инвестиционная составляющая), распределенные, как и капвложения, на 15 лет. Следует также отметить, что сумма капитальных затрат по варианту 3 ( рекомендуемый к реализации) распределяется следующим образом: на муниципальное теплосетевое имущество – 7 925 млн рублей, мероприятия на объектах «Фортум» и УТСК – 10 937 млн руб. , строительство Западного теплового комплекса – 640 млн рублей. В схеме теплоснабжения не предусмотрено капитальных вложений, направленных на объекты генерации электрической энергии.
Исходя из этой «анатомии» цифр и фактов, ни о каких сверхзатратах, якобы выгодных исключительно для «Фортум», речи не идет. Ни о каких угрозах для населения и бюджета города или области речи также не может быть. Любой экономист может легко понять структуру затрат, если такое желание есть, — сообщили в «Фортуме».
Также в компании представили и собственную оценку «грабительских» с точки зрения тюменских властей и Минэнерго тарифов. По данным компании, в течение последних 3-х лет самое существенное влияние на темп роста тарифа оказывали именно муниципальные котельные, находящиеся в аренде «Тепла Тюмени» ПАО «СУЭНКО». Тариф для них искусственно завышался и вырос в 2,65 раза. Рост тарифа на ведомственных котельных за этот же период составил 1,35 раза.
Среднегодовой тариф | 2013 год, руб./гкал с НДС | 2016 год руб./гкал с НДС | Индекс роста |
От муниципальных котельных | 1183,30 | 3135,35 | 2,65 |
От ведомственных котельных | 947,22 | 1276,8 | 1,35 |
От магистральных сетей УТСК | 611,00 | 826,52 | 1,35 |
Камнем преткновения в отношениях «Фортума» и администрации Тюмени стал и выбор единой теплоснабжающей организации, которая назначается вместе с принятием схемы теплоснабжения. Получение статуса ЕТО крупной генерирующей компанией грозит закрытием неэффективных котельных и теплосетей, принадлежащих муниципалитетам или близким им компаниям. А это уже напрямую касается интересов «СУЭНКО», которая в качестве ЕТО назначена быть не может – возможностей недостаточно.
— По сути, «Тепло Тюмени» целенаправленно накачивается деньгами потребителей. При таком подходе более 80% жителей города будут вынуждены продолжать субсидировать «Тепло Тюмени», которое отстаивает необходимость строительства так называемой третьей ТЭЦ, по сути — очередной котельной в черте города, — отметили в «Фортуме».
Однако, по мнению экспертов, созданная система не предусматривает ответственности ЕТО за неисполнение обязанности по обеспечению надежного теплоснабжения, а также действенного механизма ее смены. Поэтому в Правительстве Тюменской области продолжают настаивать – нельзя отдавать неограниченные полномочия компаниям, которые напрямую не взаимодействуют с потребителем. Об этом и заявил на круглом столе в Москве Вячеслав Вахрин, но его снова не поддержали.
Апогеем выступления Вахрина стало предложение отдать утверждение схем теплоснабжения в руки региональных чиновников. Такого не ожидали даже в Минэнерго! Вячеслав Кравченко резонно заметил, что 9 из 10 рассматриваемых схем теплоснабжения представляют собой явный конфликт интересов бизнеса и власти. По мнению чиновника, напротив необходимо минимизировать влияние региональных чиновников на процесс «скорейшего выздоровления» системы.
— Окажись они на местном уровне без участия Минэнерго, выиграла бы не схема, а чей-то интерес. Тюмень до сих пор схему теплоснабжения не сдала. Поверьте, лучше бы я чем-нибудь другим занялся, нежели написанием писем в Генеральную прокуратуру по этому поводу, — Вячеслав Кравченко озвучил statusquo.
К слову, новую схему теплоснабжения Тюмени обещают сдать в Минэнерго уже в сентябре этого года. Разработчика предусмотрительно не называют.
Позиция с «верху»
Вообще же наглядный пример отсутствия взаимопонимания между властью и бизнесом в Тюменской области помог участникам круглого стола сформулировать ряд проблем в сфере реформирования системы теплоснабжения в стране.
Елена Николаева, первый зампредседателя комитета Госдумы по жилищной политике, отметила в числе главных проблем дефицит экономической мотивации у инвесторов. Вице-президент ОАО «Фортум» Парвиз Абдушакуров её в этом поддержал: «Сегодня ситуация сложилась таким образом, что привлеченные инвестиции идут на покрытие старых убытков, что совершенно непривлекательно для инвестора».
Еще один представитель властей — Светлана Калинина, член рабочей группы по изменению законодательства в сфере ЖКХ при комитете Госдумы, предложила о долгах совсем забыть.
— Ситуация не исправится до тех пор, пока мы не проведем взаимозачет старых долгов. Когда спишем долги, тогда с чистого листа начнем писать новое законодательство с такими критериями, чтобы подобного не повторить, — отметила Калинина.
Очевидным оказалось одно — номинально все стороны исходят из интереса потребителя, выдвигая основными критериями всей модернизации безопасность и комфорт. Вот только пути достижения цели разные. Бизнес ищет способы покрыть вложения и заработать, а властям надоело писать законы, которые потом не успевают читать и тем более исполнять. Светлана Калинина разумно предложила ввести мораторий на новые законодательные пакты. Потребовать от чиновников, ресурсоснабжающих компаний, надзорных органов исполнения того, что уже прописано.
-У меня просьба к новой Госдуме, которая придет в сентябре: ребята, остановитесь строчить новые законы! Дайте хоть пару лет вдохнуть свободно и поработать с тем, что уже есть, — обратилась к аудитории Калинина.
Возможно, предложение одного из экспертов вернуть понятие «планового хозяйства» с еженедельными планерками, где будут собираться представители всех задействованных отраслей, действительно имеет смысл. Тем более, что на данном этапе каждое звено цепочки в системе теплоснабжения существует само по себе, поэтому так важно договориться о совместном следовании закона и работать в связке.
Так может и правда, пора закончить региональную войну и перейти к конструктивному диалогу, во главе которого поставить интересы потребителей, а не правительства и энергетиков?
Комментарии
Добавить комментарий
Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.
Да уж… И опять все тот же заместитель Губернатора область выставляет… теперь он пытается учить заместителя федерального министерства что и как делать?! Забавно… Только он (Вахрин) останется в стороне, а все шишки на главу администрации Тюмени да главу региона…
Первый раз, читая о схеме теплоснабжения, вижу расклад цифр и факты, а не лозунги. Время пришло не в подкидного играть, а честно разбираться во всех проблемах, связанных с теплоснабжением.
Так конечно пора шашками махать. Пора властям и Фортуму сесть за стол переговоров и нормально разобраться. Конечно, на компанию обрушили последнее время кучу всего, они отбиваются в общем то достойно. Но все равно надо договариваться.
Пкажите мне на пальцах, где моя выгода как потребителя тепла который получает платежки, тогда я буду двумя руками голосовать за ту компанию, которая будет делать его дешевле. И мне н…ть, какой она национальности или происхождения. Как правило, иностранцы закон большое уважают, чем наши матрешки с офшорными корнями. Но в первую очередь — кто дешевле и надолго.
Точно, скажите, на что народные миллиарды тратим? Но я не думаю, что народные тратятся в интересах народа…. Как показывает практика, народные тратятся в интересах очень узкого круга лиц!)))
Вахрин этот и правда чудик. Кто его в Москву-то зарядил? И Якушева дураком выставил. Якушев вроде мосты с Фортумом наводит, а этот вылез тут какого-то
Чудик — не чудик, а сидит пока на месте… Хотя явно не в первой шефа своего подставляет и регион весь…:((
Он же не может не знать и не понимать реальных цифр, когда жонглирует ими?! Если не знает и не понимает — то явно не на своем месте… А если намеренно — то похоже работает не на команду региона… Пусть товарищи посмотрят соответствующие: кому это выгодно? Посмотрев на цифры (спасибо за публикацию) — явно не горожанам…
не думаю, что Вахрин не согласовал свои действия с губернатором. Тут понятно, что замешаны большие деньги, а где большие деньги там и война интересов. А москва нет чтобы помочь, так еще и указывает и критикует
Так это Вахрин Москву критикует… А Москва (замминистра энергетики) наоборот говорит и показывает косяки возможные, чтобы ошибки не повторяли… А про согласование с губернатором — в целом вероятно так, но исполнение — ниже плинтуса.
может это наоборот там в Москве ошибаются, а потом Тюмень первая так сделает и все так начнут. Может есть разумное зерно в высказываниях Вахрина — может не стОит торопиться в принятии этой схемы?
Только что прочитала в Регнуме слова о том, что есть план, предложенный компанией «Тепло Тюмени» (филиал «СУЭНКО»), который предполагает строительство новой газотурбинной ТЭЦ электрической мощностью 24 МВт и тепловой — 298 Гкал/час в Затюменском районе. В СУЭНКО планируют потратить на строительство 3,5 млрд бюджетных рублей, ввод в эксплуатацию запланирован в 2021 году. Это и есть тайный план Вахрина против Фортум: На фига в городе еще одна ТЭЦ, к тому же построенная за бюджетные деньги! Весело…
Посмотрел Регнум: забавно.:) вот уж воистину: одни складывает и умножают, а другие умеют только отнимать и делить… прикрываясь заботой о нас, да еще за наши деньги… И тариф накачивают, и бюджет дадут… Видимо чем то он сильно обязан СУЭНКО ( с австрийскими корнями, кстати, а не тюменскими, как их пытаются представить в противовес Фортуму) раз так старается.