Благодарность от Шемякина – черная метка и тень на репутацию чиновника

Опубликовано: 7 мая 2016, 18:08 | Служба новостей ТюменьPRO

За три года существования «Народного контроля» накопилось немало решенных задач, завистников и союзников. По словам лидера организации Александра Шемякина, время писать мемуары наступит еще не скоро не в силу возраста, а потому что многие участники дел и разбирательств еще прочно сидят в своих креслах. Но поделиться своими методами и опытом Александр согласился для ТюменьПРО. Борец с коррупцией не боится конкуренции, скорее будет рад единомышленникам в нелегкой борьбе.

— Мы уже привыкли, что коррупция стала неотъемлемой частью нашей жизни. Вы сами когда-нибудь давали взятку?

— Да, грешен, давал, и не раз, но это было давно. В России живем, сталкиваемся с одними и теми же вопросами. Так что проблема мне известна с разных сторон. Давал гаишникам, например, чтобы не терять времени на оформление малозначительного нарушения. Но есть и другой опыт. Три года назад остался без водительского удостоверения, проигнорировав  намеки гаишников «позолотить ручку». Решил все сделать по закону и на себе проверить его работу. Помимо сфальсифицированного протокола, против меня была и прокуратура, и суд первой инстанции, и даже СМИ. Многоуважаемый редактор одной из газет предложил мне заплатить за публикацию, хотя по закону должен был сделать это бесплатно. Это очередной пример всепроникающей коррупции. Кстати, доказательства «непристойного предложения» от представителя четвертой власти у меня задокументированы. В итоге я выиграл процесс в апелляционном суде, не заплатив ни копейки. Наглядный пример того, как можно решать проблемы без коррупции, по закону. Только стоит иметь в виду, что уйдет много времени и нервов. Я потратил 4,5 месяца и принял участие в 7 судебных собеседованиях и заседаниях. Поэтому трудно  осуждать тех, кто, зная о своей невиновности, выбирает заплатить, а не бороться.

Вот если помечтать, что хотя бы каждый третий вынужденный взяткодатель попробует побороться по закону, то, во-первых, у многих обязательно получится, скажу больше, им даже понравится решать вопросы честно, а, во-вторых, «взятковымогателей» станет значительно меньше. Выгоды просто не будет!

— Со взятками все более-менее понятно, какие у Вас методы борьбы с коррупцией во власти?

— Лучше всего дает понимание коррупции прямой подстрочник с латыни: «растлевать», «портить». Очень точно характеризует нашу ситуацию. Мы стараемся смотреть на это явление в широком смысле, а не только с формально юридической. Ведь опытный коррупционер всегда может создать внешние признаки законности той или иной коррупционной сделки, а правоохранительные органы дальше копать не станут, в силу разной «мотивации». Обнаружить факты, соответствующим образом их закрепить, оформить, направить в соответствующие государственные, муниципальные,  правоохранительные и пр. органы, проконтролировать результаты, в случае необходимости направить материалы на следующий уровень компетенции. Но за внешней простотой стоит огромный массив работы с информацией. Особенно интересно, когда местные правоохранительные органы через много месяцев дают ответ противоположный первому. Причем законодательство за это время не изменилось, исполнители  те же, правда между этими двумя ответами – наша длительная работа и выход на федеральное руководство. Иногда, увы, за правдой всё ещё приходится ходить в Москву. Так или иначе, всё равно добиваемся своего, а вот времени потраченного жалко. Его нам никто не вернет ни по какому иску.

— Где Вы ищете материалы, с чего начинаете «копать»? Есть какие-то свои источники, связи?

— Есть и свои источники, и связи, а также масса открытых источников в общем доступе: сайт госзакупок, база ЕГРЮЛ на сайте налоговой, СПАРК и целый ряд подобных ресурсов. Общедоступнные источники составляют 90 % всего информационного массива, с которым мы работаем. Про 10%  сильно распространяться не буду. Это, разумеется, и инсайд у чиновников, и «подсказки» от представителей правоохранительных органов. Честные люди есть везде. Обращаются обычные граждане, бизнесмены, плотно контактирующие  с представителями власти.

Информация, полученная только из неофициального источника, сначала перепроверяется на несколько раз, прежде чем стать официальным обращением «Народного контроля». Ведь мы постоянно ходим под Дамокловым мечом возможных исков от фигурантов наших расследований. Так что «предохраняемся» информационно. Кроме того, мы плотно работаем и с Общероссийским Народным Фронтом, я вхожу в состав регионального штаба ОНФ. К фронтовикам туда приходит много людей с сообщениями о фактах коррупции.

 Ваши источники сидят в кабинетах с громкими табличками?

— Наши источники сидят в разных кабинетах. Зачастую понимаешь, что нас иногда пытаются использовать «втемную» для каких-то своих интересов, «сливая» инсайд. Как поступать в таких случаях? Обычно пытаемся понять, для чего нам это предоставляют, смотрим, как эту информацию можно использовать для соблюдения общественного интереса. Да и не главный это источник получения информации. Открытых источников вполне достаточно, надо уметь ими пользоваться.

— Вам угрожали? Намекали прекратить деятельность?

Намекали и не раз. Рассказывали про вполне реальный сценарий, что найдут, к примеру, у меня пакет с травой. Это еще вежливо, даже не тянет на угрозу. Я не скрываю, что пускаем в работу едва ли треть той информации, которой обладаем. Остальная работает гарантией.

 — Сколько человек занимается у Вас в «Народном контроле»? Каков процент разрешенных дел?

— Не смотря на предусмотренное формализованное членство — мы не стремимся за массовостью. Гораздо эффективнее просто взаимодействовать с единомышленниками, которые приходят в «Народный контроль» не за формальным членством, а с конкретными проблемами, решение которых послужит общественному интересу. Таких около полусотни.

Организации три года. Впервые собрались для обсуждения и решения формальных вопросов по созданию «Народного контроля» аккурат 9 мая 2013 года. Сразу начали действовать. КПД никогда не подсчитывали, ещё не «забронзовели» для регулярной самохвалебной отчетности. Навскидку – поначалу это было  10-20 % от тем взятых «в разработку». Остальное государственные и правоохранительные органы «волокители» по формальным и, особенно, неформальным причинам. Мы же потихоньку набирались опыта. Сейчас, думаю, приблизились к 50 %, вполне сносный процент на данном этапе деятельности.

Вообще, что такое много или мало? Вот три волосинки, если на голове, то, безусловно, очень мало, а в супе — то слишком много. Если в первый год мы обнаружили тех или иных бюджетных нарушений на 2 млрд. рублей это много или мало? Правда, потом по многим нарушениям чиновники отделывались отписками, а Счетная палата «волокитила» процедуру инициирования проведения проверки, то куда потом поставить эти цифры в бонус или минус?  Не все так просто.

Наши методы антикоррупционной работы иногда совпадают с методами, используемыми оголтелой оппозицией. Но что точно у нас разное – это цель. У них — расшатывание, ослабление государства, у нас – его санация, обновление, повышение эффективности. А методы могут и совпадать. Это как скальпель: можно зарезать, а можно и вылечить. Смотря какая задача поставлена.

— Чем, на Ваш взгляд, отличается менталитет тюменских чиновников? Какие они?

— Раньше, в «тучные годы», проекты, требующие  бюджетного финансирования, выполнялись, коррупционная составляющая, заложенная в бюджет проекта, рассматривалась своего рода как «премиальные» за «беспокойство», то есть брали с роста государства. Теперь всё чаще берут уже не только даже с убытков, но и некоторые проекты с бюджетными деньгами продвигаются с исключительной целью хищения средств. Причем «проекты» и схемы эти, зачастую, инициируются и лоббируются конкретными людьми лишь с точки зрения собственной выгоды, а не общественного блага. Простите, но бюджет региона и муниципалитетов предназначен не для «кормлений»! А тут получается, неважно, растем мы или падаем, коррупционер свое возьмет всегда. Вот что страшно.

Мы направляли Губернатору области В.В. Якушеву материалы о том, что одна коммерческая структура, на 100 % принадлежащая области, и которой поручено разобраться с проблемой обманутых дольщиков за определенные блага и послабления, по нехитрой схеме вывела деньги в оффшор. Об этом ваше издание уже писало. В итоге, проблема дольщиков не решена, переплаченные деньги растворились неизвестно куда, а ответ на обращение, направленное нами губернатору области, подписан представителем структуры,  замешанной в подобных сделках. Формально всё по закону. А потом с обманутыми дольщиками приедет разбираться депутат ГД РФ Александр Хинштейн, проблема начнет выходить на федеральный уровень. Так может не дожидаться, а уже сейчас начать разбираться с проблемой? Не только с дольщиками, а с первопричиной, с конкретными коррупционерами.

—   Самое громкое дело? Или самая сладкая победа?

Лучший поединок тот, который не состоялся, где победа досталась без боя. Так и у нас. Когда бывает достаточно устного сообщения чиновнику с кратким вежливым изложением возможных последствий и перспектив, а также недавних примеров других чиновников и, что называется, «без шума и пыли» ситуацию начинают исправлять – вот это самая сладкая победа. Ведь если не сумели убедить, то впереди масса бумажной работы и немалое количество времени. Чиновники всё прекрасно понимают, и знают свою неправоту, но время тянут в надежде, что истекут процессуальные сроки. Но даже в этом случае будем предавать гласности такие факты. А самое громкое дело… увы, зная масштабы коррупционной заразы и её метастазы по всему организму общества, оно ещё впереди, к сожалению.

Если будете у власти, чем займетесь в первую очередь? Как видите свою работу депутатом? В чем она заключается?

Власть не должна быть всласть. Власть должна быть в крест. Быть именно служением, а не доступом к «кормушке». Всем понятно, в чем заключается работа депутатов. От себя бы добавил, что нужно срочно выделить деньги и решить вопрос с положенными льготами. Текучка, но очень важная, за которой стоят судьбы людей.

Считаю необходимым разорвать тесное переплетение законодательной и исполнительной ветвей власти, сейчас внутренняя согласованность ценится больше эффективности. Также необходимо ликвидировать их связь с бизнесом.

Крайне важен закон о лоббизме. Мировой опыт показывает, что институализация лоббистской деятельности снижает уровень коррупции в разы.

Деятельность депутата,  начиная с регионального уровня, должна строиться  исключительно на профессиональной основе. Вы пойдете лечить зубы к стоматологу, который практикует пару-тройку раз в месяц, а остальное время он эффективный нефтегазовый менеджер? Сомневаюсь. А если бизнесмен с депутатским мандатом? Ой, какой непреодолимый соблазн спутать «свою шерсть с государственной». За примерами далеко ходить не надо. Кандидат должен сделать выбор: если он решил стать депутатом, то предыдущее место работы, каким бы оно «вкусным» не было, должен оставить. Хочешь использовать весь свой предыдущий опыт на благо людям – пожалуйста, но полностью, не размениваясь, без походов «на сторону», где платят больше денег больше.

Когда банкир, к примеру, является депутатом, или представитель крупной корпорации, то чьи интересы он в первую голову будет отстаивать, особенно, когда они противоречат друг другу? Для всех этих перемен необходимо кардинальное обновление депутатского корпуса. Вопрос не одного года.

Один в поле воин?

— Да. И один в поле воин, если он по-русски скроен. Как сказал Ганди: «Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь». Мы уже перешли от второй позиции к третьей. Ну а там и четвертая маячит на горизонте.

— Что может стать причиной, чтобы Вы сменили курс деятельности?

— Победа над коррупцией в отдельно взятой стране, крутое фэнтэзи, да? Если говорить серьезно, то появление людей, занимающихся борьбой с коррупцией в силу их внутренних убеждений и с высокой степенью эффективности, уже будет победой.

Кого и за что Вы в последний раз похвалили?

-Намедни поблагодарил проводницу в поезде. Когда человек добросовестно и с самоотдачей выполняет свои обязанности – это достойно уважения. Если говорить про политиков или чиновников… то пусть, для начала, берут пример с той проводницы, как следует относиться к своим обязанностям. Хотя, на уровне ниже среднего по чиновничьей иерархии, очень много ответственных адекватных людей, но, к сожалению, решения принимают не они. Потом эти люди растут по карьерной лестнице и меняются в корне. Причем такая схема полностью скопирована госкорпорациями. В иерархологии  Мерфи есть закон Имхоффа: «Всякая бюрократическая организация похожа на отстойник: самые крупные куски всегда стремятся подняться наверх». Попробуете опровергнуть?

Год назад, в преддверии 9 мая, хотел отметить работу директора одного из городских департаментов за решение срочной городской проблемы в 60 раз быстрее определенного законодательством срока. Правда, когда хотел поблагодарить официальным обращением к руководству муниципалитета, чиновники из аппарата  рекомендовали мне этого не делать: «Шемякин, твоя рекомендация и благодарность может стать «черной меткой» для человека. Не подставляй её!». Помните, раньше была рубрика в советской центральной прессе «Их нравы». Ни добавить, ни убавить.

— Что Вам помогает не опускать руки? Всегда же проще отойти в сторону.

А в сторону отойти ничуть не проще! Лучше сделать и жалеть, чем жалеть, что даже не попытался сделать. Я уже приводил примеры, когда один и тот же государственный орган после проведенной нами работы вынужденно давал противоположное заключение. Вот такие дела, пусть и много времени потрачено на решение, напоминают, что капля камень точит.

Беседовала Юлия Глазова

Рубрики: Интервью, Политика. Метки: , , , , , , , .


Рейтинг новости:

19636
Просмотры:
59
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. Алла Викторовна:

    Начало про гаишные взятки вызвало странное чувство. А не проще заплатить штраф? Или в выпимши ездили?

  2. Виктор:

    Преподаватели уполномочены единолично оценивать уровень знаний студентов, и свои решения они принимают не как властные чиновники, а как независимые эксперты, мнения которых может быть пересмотрено в апелляционном порядке. В этой связи нет никаких правовых заводить на них уголовные дела как на «взяточников» (см. по этому поводу наше обращение в тюменскую областную Думу и авторские публикации по проблеме — https://yadi.sk/i/wloiub_wqvgBx, https://yadi.sk/i/Qf-ldLvrrRFTE ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.


Наверх ↑

ЯМАЛPRO
ЮГРАPRO