Тюмень в «интересном положении»: в гордуме — половина коммерсантов, однако малому бизнесу все хуже и хуже
Опубликовано: 12 июля 2016, 16:30 | Служба новостей ТюменьPRO

На последнем в этом политическом сезоне заседании городской Думы после отчета главы администрации Тюмени Александра Моора о проделанной работе за минувший год три минуты на выступление досталось президенту Ассоциации малых и микропредприятий в сфере торговли Владимиру Панову.
Известный своими рацпредложениями в кругу чиновников предприниматель высказал сомнения по поводу озвученных цифр: не все так гладко и красиво складывается на практике, как повествуют отчеты администрации.
Уложиться в отведенное время не удалось, да и не стоило. Проблемы малого бизнеса в Тюмени знакомы всем, вот только решать их вряд ли соберутся в ближайшей перспективе. Малая розница — неприоритетный вид деятельности. Хотя в Тюмени зарегистрировано более 47 тысяч субъектов малого бизнеса, из них больше половины как раз работают в сфере мелкой торговли. Выступление главы города только подтвердило печальный факт: власть и народ живут в параллельных реальностях, где пути их никогда не пересекутся.
Предприниматель по неволе, так можно назвать Панова, который признается, что кроме самозанятости, другой работы ему уже не найти. Если не выстоять в бесконечной борьбе за свои два магазинчика, то нечем будет кормить троих детей. «Власть ведет себя так, как позволяет народ», — с таким девизом Владимир Панов становится президентом Ассоциации малых и микропредприятий в сфере торговли. Если власть отказывается слушать, то требования предпринимателей уже сводятся к банальному «не мешайте работать». Отказаться от господдержки и сэкономить бюджетные средства – первое предложение на озвученный Моором отчет «о поддержке малого бизнеса».
— Моор затронул тему господдержки, о которой так много говорится. Информационная, финансовая и имущественная. Первая – что-то абстрактное, я остановился на двух других. Финансовой поддержкой у нас пользуются десятки предпринимателей из 47 тысяч зарегистрированных субъектов малого бизнеса в Тюмени. Представляете соотношение? Я обратился к главе администрации, просчитывают ли они экономическую эффективность данной поддержки?
Я предложил уберите господдержку, но продлите схему размещения торговых объектов, разрешите перевод в нежилое, уберите дикую муниципальную аренду через аукционы – сэкономите средства, а мы сможем нормально работать. Это просто разбазаривание бюджета, по-другому не скажешь. Что такое поддержка 10 предпринимателей? Нужно создавать благоприятную среду для развития бизнеса, тогда и бизнес сам начнет расти.
Что касается имущественной – это вообще сложно назвать поддержкой, сплошное издевательство. Я сам муниципальный арендатор, взял помещение, практически выстроил заново, потому как все муниципальное имущество в плачевном состоянии. Мое помещение было не приспособлено к предпринимательской деятельности. Хорошо, что сейчас я выкупаю его по 159-у закону, успел. Для тех, кто не смог также сделать, регулярно увеличивается арендная плата. Наши чиновники 2 года назад решили приравнять ставку муниципальной аренды к коммерческой, то есть в 2,5 раза увеличить стоимость. Объяснение я вижу в личной заинтересованности. Есть депутаты, имеющие отношение к торговым центрам, там, сами понимаете, арендаторов не хватает, вот они и лоббируют свои интересы. Но преподносится это совсем по-другому. Когда 2 года назад мы пытались озвучить эту проблему: сравните квадратный метр площади в центре, какие там условия, с муниципальными помещениями! Но вопреки логике стоимость решили сравнять. Помимо этого мы платим НДС, несем дополнительные расходы на содержание прилегающей территории, туалеты. Мы украшаем фасады к праздникам – все за свой счет. Ведь в торговом центре за это не надо платить. В комплексе мы несем ощутимые затраты, но никому не интересно это слушать.
Есть методика расчета платежей за муниципальное имущество, там есть коэффициент инфляции, который устанавливается каждый год городом. Я предложил заморозить его на период кризиса и приравнять к единице. У нас аренда растет даже из-за этого показателя. Ответа нет.
Самое неприятное, что сейчас продление аренды всей муниципальной собственности для не приоритетных видов деятельности, под которые попадает мелкая розница, пойдет через процедуру конкурсного аукциона. Представляете, я сам сделал это помещение, вложился в него, и вдруг я узнаю, что на будущий год мое помещение будет на конкурсе. Ясно, что рядом федеральная сеть, которая легко перекупит. Это же натуральное издевательство! Я хотел обратиться в прокуратуру, откуда дует ветер. Они признали нарушение законодательства в том, что муниципальная аренда является имущественной поддержкой, тогда поддержку должны получать приоритетные виды деятельности. Вот в чем парадокс. То, что торговля не попала в приоритеты – это наша региональная политика. Это у нас торговля не попадает ни под какие формы господдержки вообще. Наши чиновники считают, что мы и так деньги рубим: там купил, здесь перепродал, ничего не делаешь, только деньги считаешь.
Вторая, связывающая руки предпринимателям проблема касается местного закона о запрете перевода жилого помещения в нежилое. Если в других регионах таких забот не знают, то тюменские бизнесмены столкнулись с большой сложностью. Не секрет, что для любого вида предпринимательской деятельности самым важным аспектом является помещение. Но и тут местные чиновники устроили ловушку.
— У нас магазинчики расположены согласно схеме размещения стационарных торговых объектов. В свое время я был в рабочей группе, мы разрабатывали схему: приглашали сетевые компании, пожарных, правоохранительные органы. Все просчитали, убили уйму времени, но создали схему, сроком действия на 3 года. Затем ее продлили на 2 года, заканчивается в конце 17 года. Наша администрация города ничего более умного не придумала, как разрабатывать ее заново, хотя есть рекомендации Минпромторга сделать ее бессрочной. Я обратился к Моору: если вы хотите наработаться, разрабатывайте каждый год генплан, работы хватит всем. Но можно же вносить изменения в схему. Это был бы идиотизм, если не одна маленькая деталь: если схема разрабатывается заново, то все участки под стационарными торговыми объектами идут уже через аукцион. Это не продление договора, а новый участок получается. Теоретически я должен снести свой киоск, выиграть на конкурсе это место, построить заново. Проблема в том, что никакой малый бизнес не выживет. Все хорошие места уйдут федеральным сетям. Если там был представитель сотовой связи, то он сможет все это провернуть, а мы нет.
До идиотизма доходит. Перевод в нежилое привязали к созданию дополнительных парковочных мест. Я разговаривал с проектировщиками, они смеются: понятно, что старые дома заведомо не проходят, но даже в новых домах еще на стадии проектирования уже не хватает парковок для самих жильцов. А ты для своего магазинчика или парикмахерской должен дополнительно создать стоянку! Ну что смеяться? У нас чиновники даже на таком уровне ничего не понимают, о чем говорить.
Я сидел во всех советах, и в областном, и в городском по развитию малого предпринимательства. Когда там присутствуешь и киваешь головой – все довольны. Стоит задать неудобный вопрос, вход закрывают. Советы пустые, не решают ничего абсолютно.
Панов признается, что по началу, получив пропуск на заседания чиновников, думал, что стоит озвучить свои проблемы, власть наконец-то услышит малый бизнес, и все разрешится. Спустя годы президент Ассоциации малых и микропредприятий в сфере торговли только разводит руками – власть слышит, но ничего не делает. Если предлагаешь сам, то лаконично отказывает.
— Сегодня под нашим собственным брендом «Магазин у дома» уже 55 магазинчиков. Когда наша Ассоциация только организовывала сеть, первое, что сделал, пошел в органы власти. Самим тяжело пробиваться, нужен административный ресурс. Обратился лично к Пантелееву за помощью наладить контакт с местными производителями, крупными продавцами. Такая ситуация: для местных крупных товаропроизводителей мы не интересны. Что такое 50 магазинов для них? У них совершенно другие объемы. Задумка былая такая: если мы сможем выйти на какие-то скидки, сможем ограничить свои торговые надбавки, соответственно, местная продукция у нас будет более привлекательна для покупателя. Выиграет и потребитель, и производитель, и поддержка местному производителю. К сожалению, помощи никакой не было. Писал письмо губернатору, переадресовали Зарубе, а потом снова к Андрею Пантелееву – одни разговоры. В итоге толку никакого. Писал в город: хотя бы озвучьте информацию о нас на официальном сайте. Ответ – мы рекламой не занимаемся.
Помощи от местной власти мы не получили никакой, зато, используя нашу идею, Пантелеев начал развивать свою сеть под таким же названием «Магазин у дома». Они взяли магазины самообслуживания, стали разрабатывать что-то типа франшизы. Мы им были не интересны, от нас деньгами не пахнет. Не знаю, в каком состоянии сеть у Пантелеева, я даже не против, искренне порадуюсь, если магазины самообслуживания при поддержке горадминистрации выживут, получат более удобные условия для работы. Если помогают другим, почему не помочь и нам? Я устал бегать за ним, теперь просто не разговариваю, не обращаюсь.
Пока в Москве журят наших чиновников за слабое развитие малого бизнеса в регионе, розничная торговля с трудом выживает. Словно в компьютерной игре, предпринимателям предлагаются все новые и новые испытания. Если сложности с местными чиновниками кажутся все-таки преодолимыми, то с федеральными законами — поединки не на жизнь, а на смерть.
— Сейчас нас добивает установка системы ЕГАИС. Достаточно затратное оборудование, сложное программное обеспечение, серьезная установка. Суть системы: каждая бутылка алкоголя кроме пива должна сканироваться 3D сканером. Эта информация поступает в Росалкогольрегулирование. Мы обязаны все это купить и установить за свой счет. В этом и проблема, что небольшие магазинчики, особенно в сельской местности, хотя там закон вступает в силу с будущего года, не смогут найти такие суммы на установку. Уйдут в подпольную продажу – вот и весь итог.
Непонятно, зачем все это сделано. Если у нас большой оборот контрафакта, то его и нужно разделять. Одно дело – паленый алкоголь, от которого травятся, продается преимущественно в частном секторе. А есть вполне легальное спиртное, который делается на тех же заводах, но в «пятую смену», в обход акцизных марок. Если вы хотите навести порядок, это элементарно: все предприятия известны, при желании можно проследить движение транспортных компаний, объемы же исчисляются вагонами. Но вешается все на розницу. Причем при такой подаче, что ЕГАИС необходим, потому что травятся люди, идет борьба за здоровье нации, но решение проблемы вешают на мелкий бизнес, который отчасти не способен в полном объеме выполнить эти требования. Тем самым провоцируют переход на черный рынок. Действительно, регион захлестнула казахстанская водка, в открытую ввозится, реализуется через базы. Известны склады, магазины, причем нелегальные: нет ни лицензии, ни разрешения на торговлю. Поток весь сбывается, но удар наносится на законопослушных предпринимателей. Вот в чем перекос.
Что делать представителям малого бизнеса? Уповать на чиновников уже не приходится, каждый выживает, как может, в будущее смотрит с опаской. При том, что данный созыв гордумы сплошь состоит из бизнесменов, вот только сфера их интересов гораздо выше мелкой розницы. Казалось бы, кто лучше поймет предпринимателя, как не его собрат?
— Впечатление, что наша администрация намеренно выживает малый бизнес. Нет ничего, что бы было направлено на облегчение, только закручивание гаек, ужесточение контроля. Ничего нет позитивного, только предвыборный пиар. Команда в администрации города ничего не сможет изменить. Они уже заточены под получение халявных денег. А надо, засучив рукава, создавая рабочие группы, привлекая предпринимателей, вырабатывать свои схемы на уровне города, региона. Власти этого не надо.
На рациональные требования и предложения мелкой розницы чиновники напоминают о бардаке в отрасли, мол, проверки выявляют массу нарушений, разберитесь сначала со своими проблемами. Прикрываясь щитом встречных обвинений, гордума забывает, о программе самозанятости, в которой нуждаются не только села и деревни, но и жители города, чей уровень дохода стабильно падает. Забывает о налогах в бюджет, полученных от мелких бизнесменов. Ну и наконец не стоит отменять необходимость магазина в ближайшем доме. Не все поедут за хлебом в гипермаркет, тем более, что предприниматели самостоятельно придумывают, как привлечь клиента выгодными ценами и свежими продуктами.
Комментарии
Добавить комментарий
Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.
моор вообще головой только ест
Малое предпринимательство убили на корню! А крупняку везде дорога, крупняку везде почет… Ленты, Метро, Ашаны настроили, магазинчики во дворах позакрывались, теперь за продуктами только на машине и только за объездную….
Из всех федеральных торговых сетей торчат уши чиновников и правоохранителей.
Что тут скажешь, у меня друг уехал в италию, там уже пять лет ведет бизнес. Приезжая сюда видит как мы «дичаем» уничтожая друг друга. Власть создает условия, бизнес рабочие места, только так мы сможем подняться.