Тепло и дорого: как «Фортум» и «Тепло Тюмени» стрелки переводят
Опубликовано: 21 октября 2016, 15:58 | Служба новостей ТюменьPRO

«Тепло Тюмени» единственная из трех существующих в городе энергетических компаний, которая непосредственно отвечает за отопление и горячую воду в домах. Именно туда идут недовольные клиенты за перерасчетом и с жалобами на качество услуг. Конечный тариф для потребителя формируется здесь, в компании «Тепло Тюмени».
Из чего складывается тариф?
Тариф для тюменцев складывается из нескольких составляющих. Первая — это, так называемый котел, в основании которого лежит тепловая энергия, которую производят станции компании «Фортум»: ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Около 90% всей тепловой энергии, потребляемой в городе, приходится на долю ТЭЦ, остальное – на котельные. «Фортум» устанавливает свой тариф, по которому продает энергию далее по цепочке. Следующая наценка – тариф для передачи тепловой энергии. Тут вступает в игру «дочка» «Фортума» компания УТСК, которая транспортирует энергию до распределительных сетей «Тепла Тюмени». Если не брать в расчет котельные, то в городе, где централизованное теплоснабжение, добавляются затраты на транспортировку энергии до конечного потребителя. Простая схема, казалось бы. Вполне прозрачная и понятная.
Вопрос в том, из чего складывается тариф каждой компании. Официально – тоже все достаточно просто. У «Фортума» – затраты на газ, ремонт, персонал, текущий ремонт. Ровно тоже у «Тепла Тюмени» и УТСК, только без газа.
Так почему тариф для потребителя постоянно растет? На этот вопрос корреспонденту ТюменьPRO ответил директор филиала «Тепло Тюмени» Марат Царгасов:
— Все идет по цепочке. Удорожание газа, удорожание ГСМ – это большая статья расходов у всех компаний. Удорожание электроэнергии – тоже плюс к тарифу. У нас есть насосные станции, которые много потребляют, и так далее. Все затраты растут как снежный ком. А потом, нужно индексировать зарплаты. Мы медленно, но стабильно все индексируем, как и вся страна. Идет инфляция, все дорожает, — поясняет Царгасов.
Рост цен и забота о работниках – понятные аргументы, только не совсем ясно, к чему мы придем, если все дружно будут индексировать свои услуги с оглядкой на инфляцию. Очевидно, что в бизнесе, чтобы выжить, приходиться на чем-то экономить, чтобы остаться на плаву.
Энергетическим компаниям, к слову, частным предприятиям, идет навстречу правительство региона. Не нужно экономить, достаточно обосновать необходимость своих затрат. Оставаясь в рамках дозволенного роста в 5%, тариф для потребителя медленно ползет вверх, аппетиты энергетических компаний при этом удовлетворяются бюджетными средствами. Миллиарды рублей сейчас, и 12 еще предстоит вложить за 15 лет по принятой схеме. А что делать? Деньги на ремонт сетей нужны, как и повышение зарплаты сотрудникам.
-Если бы мы приписывали норму прибыли, которой у нас на сегодня нет, тогда вопрос о прозрачности тарифа был бы обоснован, но идет удорожание базовых вещей, а вы спрашиваете, почему тариф растет. Что делает правительство для этого? В тепле сегодня ведется двоякая политика. Часто говорится, что отрасль загнила. И это так: много лет не было инвестиций, законодательство не совершенствовалось. Нужны деньги, с одной стороны. С другой – правительство хочет сдерживать цены, и ограничивает рост предельной платы граждан. Ежегодно правительство доводит до регуляторов предельный рост платы. Например, 5% в год. Для потребителей тариф на большую сумму вырасти не может. На самом деле люди не ощущают большого роста, его и нет. Всем трем компаниям деньги нужны постоянно и регулярно, договориться между собой, кто и когда уступит, чтобы сдержать рост тарифа, невозможно, — говорит Марат Царгасов.
Ощущают реальный рост тарифа предприятия, которые как юрлица вынуждены оплачивать «первый класс» энергетическим компаниям, когда сами латают дыры в своих бюджетах от непомерно высоких ценников.
Те самые котельные
Ситуация с котельными в городе не раз наводила на мысль, что сэкономить можно именно здесь, не надо далеко ходить за бизнес-планом. Однако ждать чуда не приходится. Игры на понижение не будет.
Около 7% тепла городу дают муниципальные котельные, недостающие 3% — ведомственные. Краеугольным камнем в работе котельных стоит вопрос затрат и их эффективности. Из 47 только 7 работают на полную мощность, остальные, мягко говоря, не дорабатывают. По ним «Тепло Тюмени» несет масштабные затраты. Вместо положенных 100% загрузки, 20 работают только на 10% мощности. Соответственно, для потребителя такой ценник в ежемесячном платеже стал бы катастрофой. Компания это понимает и выдает среднее арифметическое, разделяя такие перекосы в работе котельных на всех потребителей. Не будь этого, конечный тариф существенно потерял бы в весе.
-Что делать? Первый вариант – котельную снести и протянуть к ней теплотрассу, подключить к единой системе. Зачастую такой вариант экономически не обоснован, слишком дорого, не окупится и за 50 лет. Второй – снести котельную и на ее месте поставить меньшей мощности, с рассчитанной нагрузкой для данного района. Речь идет о блочно-модульной котельной. Установка автоматизирована, работает автономно. БМК автоматически меняет нагрузку в зависимости от температуры окружающей среды. Но для установки БМК нужны деньги, — так выглядит готовый вариант решения проблемы от Царгасова.
«Тепло Тюмени» предлагали властям города и третий путь: поставить БМК за свой счет, с привлечением инвестиционных средств. А это значит, что выгода в цене пойдет на погашение вложенных средств.
Прибыль через 10 лет тоже вряд ли захочется отдавать в карман потребителя. Здесь включаются законы бизнеса, хотя прежде не было оснований считать энергетические компании конкурентами на тюменском рынке. Их борьба далека от интересов клиента.
Схема теплоснабжения: план на 15 лет не предвещает стабильности
Что такое эта долгожданная схема? Проект с подробным описанием текущего состояния отрасли, прогнозов роста потребления энергии, описание проблем и мероприятий, необходимых для обеспечения текущей загруженности и устойчивого роста в системе теплоснабжения Тюмени. Вместо первоначально заявленных почти 19 млрд рублей, утвердили схему за 12. Правительство региона отказало в дорогостоящих мероприятиях , как «Фортуму», так и «Теплу Тюмени». «Соломоново решение» главы области подразумевает повышение эффективности использования имеющихся генерирующих мощностей. На том и порешили. А что остается потребителю? Стоит ли ждать, что принятая схема наладит ситуацию и выровняет тариф? На это директор филиала «Тепло Тюмени» честно заявляет: дешевле не будет.
-В принципе, такая стоимость схемы не подразумевает существенного роста тарифа для населения. В ней расписаны по годам затраты на инвестиции для всех компаний. Все рассчитано в рамках той индексации и предельного роста, которые задает правительство, — констатирует факт Марат Царгасов.
Согласно заданной в схеме фабуле, повышения тарифов не ожидается, да только есть одно «НО». Маленькая оговорочка — «если что-нибудь не случиться». В нашей стране на благополучный исход дела, видимо, рассчитывать не приходится.
Юлия Глазова
Комментарии
Добавить комментарий
Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.
Нда, утешительная статья, хотя глупо надеяться, что цены снизятся