Страх подмочить репутацию и потерять работу заставили банкиров и чиновников Тобольска переселить многодетную семью из аварийного жилья
Опубликовано: 16 ноября 2016, 22:46 | Служба новостей ТюменьPRO

Программа переселения граждан из ветхого жилья в Тюменской области идет с опережением сроков, об этом регулярно рапортуют представители правительства региона. Правда не всегда новоселье происходит в обещанные чиновниками сроки.
Семья Ишимцевых из Тобольска так вовсе стала заложником бюрократических проволочек между Сбербанком, выдавшим ипотеку на обычное жилье, и администрацией города, которая практически сразу признала дом аварийным. Но с момента освидетельствования до расселения прошло 9 лет. Еще вчера в 12-квартирном доме, который на данный момент считается нежилым, «выживала» семья, которую не могли переселить в новую квартиру из-за некоторых погрешностей в документах. А уже сегодня, после того как ситуация стала достоянием общественности, Ишимцевы готовятся праздновать новоселье.
Как это произошло и на чьей стороне правда– в ответах всех участников сложившейся ситуации.
Юлия Ишимцева, хозяйка квартиры
— Мы с мужем купили трехкомнатную квартиру в ипотеку еще в 2006 году. Когда нам дали кредит, дом считался обычным, никаких официальных бумаг по поводу ветхого жилья не было. Как только переехали, пошли разговоры, что дом аварийный. Год спустя, в 2007 началась процедура признания жилья ветхим. Приехали, фотографировали, поговаривали, что дом под снос, что уже в аварийном состоянии. Однако никакой официальной информации о признании жилья ветхим и включении его в программу переселения не было. Процесс переселения начался лишь в марте 2015 года. На тот момент в доме жили люди во всех 12-и квартирах. 8 квартир расселяли вплоть до октября 2015 года. Остались не расселенными 4 квартиры, все трехкомнатные, мол, таких в запасах у города нет. Нам сообщили, что на строительном рынке Тобольска мало «трёшек». Однако жилищный комитет приобрел соответствующие квартиры, две семьи расселили, а еще несколько квартир остались видимо про запас. Соседи переезжали до сентября. Нас тоже порадовали, что наша будущая квартира уже почти готова в новом строящемся доме, такую информацию я получила 31 марта 2016 года. Однако праздновать новоселье нам мешало отсутствие документов из банка. Как сказали чиновники, наше жилье обременено ипотекой, здесь другие правила и документы.Когда начались сильные морозы, дня 3 назад, я отвезла детей к бабушке, сама съехала вчера вечером, а муж остался караулить имущество, так как «нежилой» дом стал излюбленным местом лиц без определенного места жительства.
Пресс-секретарь главы Тобольска заверил редакцию, что с их стороны никаких проволочек не было, они постоянно торопили банк с выдачей справки:
— В 2006 году семья купила квартиру, соответственно они знали, что дом в аварийном состоянии, впоследствии будет расселение. В результате привлечения средств Сбербанка у них процедура переселения отличается от остальных. Немного другой документальный порядок. Но мы все время держим ситуацию на контроле. В том числе предлагали Ишимцевым временное жилье, к сожалению, очень часто семьи отказываются, предпочитают ехать к родственникам или терпеть дальше. Когда начались морозы, мы им в первую очередь предложили перебраться в центр социального обслуживания. Одновременно администрация усилила работу с банком. Еще 11 ноября в Сбербанке обещали, что выдадут необходимый документ. Документ мены – тот самый недостающий пазл в истории Ишимцевых. Для получения свидетельства о собственности необходима была справка Сбербанка на замену квартиры. Раз та квартира ветхая, под ипотечный залог попадает новая квартира. Соответственно, у Сбербанка есть своя процедура получения документа о ветхости жилья. Знаю только то, что для такой справки требуются определенные эксперты. Именно с этим заключением возникли сложности. Вроде как экспертизу проводила фирма, у которой на тот момент истекла лицензия. Поэтому вся процедура затянулась.
Администрация неоднократно писала в Сбербанк с просьбой ускорить процесс получения этой справки, потому как в аварийном доме осталась лишь семья Ишимцевых с малолетними детьми. Банк обещал, но каждый раз переносил сроки. Поймите, Сбербанк – частная фирма, со своими правилами и регламентами. Единственное, что мы могли сделать – напоминать и просить, чем мы, собственно, и занимались.
Если администрация считает, что Ишимцевы заранее покупали ветхое жилье, то банк эту версию опровергает, при этом обещая, что теперь все документы уж точно будут сделаны в самое ближайшее время.
Денис Колов, заместитель управляющего Тюменским отделением Сбербанка.
— Перед тем как выдать ипотечный кредит, банк изучает правоустанавливающие документы на недвижимость, уточняет страховую сумму покрытия, узнает о наличии обременения на квартиру. В случае, когда семье Ишимцевых выдавался ипотечный кредит, все документы соответствовали требованиям законодательства. На дату совершения сделки в 2007 году обременения на квартиру, признания дома аварийным, запрета о переходе прав собственности зарегистрировано не было. Страховая компания также признала дом жилым и устанавливала страховое покрытие. В случае, если бы дом был признан аварийным, продавец не смог бы продать такую квартиру. Кредитовать объекты, находящиеся в аварийном состоянии, запрещено ввиду ограничения на переход права собственности. Банк имеет большую практику по работе с клиентами, объекты недвижимости которых включены в программу переселения из ветхого жилья. В таких случаях производится замена предмета залога по жилищному кредиту, при этом банк принимает активное участие в совместных встречах администрации и жильцов для ускорения процесса рассмотрения дел. Для замены предмета залога по жилищному кредиту в банк необходимо предоставить пакет документов на объект недвижимости, который будет принят взамен аварийного жилья. Сегодня документы отправлены в регистрационную палату.В данный момент семья проживает у родственников, в квартире находится только глава семьи, который отказался от предложенных временных вариантов. Его семья может переехать во временное жилье в любой момент. Банк совместно с администрацией Тобольска делает все, чтобы документы на жилье были оформлены в кратчайший срок, — заверил банкир.
Виктор Канцлер, очевидец происшедшего, считает, что в такой проволочке виноват и Сбербанк, и Администрация. Когда требовались документы от чиновников, они задерживали, также поступал и Сбербанк.
— Самое главное в этой ситуации, что дом отрезали от центрального отопления и перевели в нежилое, когда там еще жили люди Буквально пару дней назад семья Ишимцевых через знакомых обратилась ко мне с просьбой написать о них в СМИ, президенту. Самое интересное, местные СМИ отказались публиковать эту новость. У меня есть даже скриншоты переписки с редакциями. Суть такова: зачем шуметь, поговорим с администрацией, все уладим. Не надо порочить наш город. У нас все хорошо, администрация работает. Зачем публиковать, если проблема вроде как решилась? Зачем поднимать шум? Люди должны знать, что в их городе, недалеко, семья замерзает в квартире без отопления, при этом они выплачивают ипотечный кредит, собрали все необходимые документы на переселение, но ничего не происходит. Без широкой огласки никому не было дела до Ишимцевых. А что касается временного жилья, которое предлагали Ишимцевым, то неудивительно, что семья отказалась. Это комната в общежитии 12 квадратов на пятерых, почти на окраине города. Двое детей Ишимцевых ездят в школу, так им бы пришлось добираться на противоположный конец города, что неприемлемо. Да и что скрывать, у Юлии было опасение, что временные 12 квадратов так и останутся постоянным жильем. Процесс затянется, вопрос потеряет свою остроту.
Своего пика проблема действительно достигла благодаря СМИ и депутатским запросам, инициатором которых стал Юрий Юхневич, депутат областной думы:
— Я и мой помощник направили депутатские обращения в прокурору, главе города, в банк. Началось движение. Уже сегодня есть информация, что Сбербанк подготовил бумагу мены, из-за которой стопорилось получение жилья. Вся проблема была в том, что Сбербанк своевременно ее не предоставлял, ссылаясь на отсутствие заключения в установленной форме. У банка, оказывается, есть свой список подрядчиков, только от них должен быть документ. Юлия оплатила госпошлину, получила справку, но эта компания не аккредитована банком. Но сегодня все сошлось. Нравится это администрации или нет, но ключи отдать сейчас они ей обязаны. Ничего им не остается, как исполнить требование закона. Даже несмотря на то, что полагается отнести документ нотариусу, потом в регпалату, людей вселить надо сейчас. Они все делали по закону, теперь он на их стороне. Главная проблема – равнодушие чиновников к людям. Таких семей же много. Проблема ветхого жилья очень актуальна. Я думаю, что такие истории будут происходить постоянно, потому что какие-то дома не попадают под программу. Пробелы в законодательстве, к сожалению, есть. Остается только помогать людям в таких сложных ситуациях.
Итак, каков итог. Семья, пройдя 7 кругов ада, все-таки получила квартиру. Чиновники, упавшие лицом в грязь, отряхнулись и пошли дальше. Банкиры, озабоченные лишь репутацией компании, уже завтра про этот случай просто забудут. А это значит, что историям таким не будет конца и на счастливое их завершение надеяться не приходится…
Комментарии
Добавить комментарий
Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.
Хотелось бы поблагодарить Ваше информационное агенство за обстоятельное освещение этой
проблемы. Во многом, благодаря СМИ проблема сдвинулась с мёртвой точки, а чиновники забегали.