Кондуктор, нажми на тормоза! Кто выпустил на муниципальные маршруты фирмы-пустышки?
Опубликовано: 31 января 2017, 13:06 | Служба новостей ТюменьPRO

Как писало ранее ТюменьPROв сфере регулярных пассажирских перевозок города Тюмени происходят странные события. После того как летом 2016 года администрация города Тюмени разыграла право обслуживания муниципальных маршрутов среди перевозчиков на 16-ти электронных аукционах и заключила с победителями муниципальные контракты, порядка в общественном транспорте не прибавилось. На дорогах продолжаются гонки с участием общественного транспорта. Тюмень находится в «лидирующем» списке по количеству ДТП с участием пассажиров, к которым в ушедшем году добавились два случая с летальным исходом. Только в первые два месяца работы по новым контрактам автодорожной инспекцией было выписано административных протоколов за нарушение правил перевозки пассажиров на более чем 6 млн руб.
И на этом фоне городские чиновники и депутаты заявляют о необходимости повышения стоимости проезда в общественном транспорте и введения месячного лимита на проезд пенсионеров.
До 2015 года в Российской Федерации не было федерального закона, регулирующего сферу пассажирских регулярных перевозок. Естественно, не была предусмотрена и ответственность за нарушение правил перевозки (кроме соблюдения лицензионных требований). Поэтому муниципальные образования разрабатывали собственные положения и правила, по которым и ездили перевозчики. В случае их нарушения перевозчикам, как правило, ничего не было. Договорные штрафы за несоблюдение графиков движения и неисполнения вечерних рейсов – не в счет, в силу их незначительности. Прокурорские проверки носили эпизодический характер и в случае выявления нарушений штраф раскидывался на всех поровну.
Рынок пассажирских перевозок в городе Тюмени был поделен «по-честному» на открытом конкурсе 2011 года, итогом которого стал транспортный коллапс 10 сентября или как его прозвали горожане — «черный понедельник». Систему со временем наладили, вернув на некоторые маршруты большие автобусы, поскольку «реформа» затевалась под автобусы малой вместимости (маршрутки). Правда наладили только часть системы – чтобы в адрес городских и областных властей не поступало жалоб граждан о том, что «невозможно уехать». Нарушения среди перевозчиков никуда не делись, но объяснялись они городскими властями исключительно отсутствием федерального закона, регулирующего пассажирские перевозки. И вот в июне 2015 года долгожданный закон был принят, летом 2016 года в соответствии с ним Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта провел аукционы и заключил муниципальные контракты. Но порядка на дорогах больше не стало.
13.07.2015 был принят Федеральный закон № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом». Одно из основных требований нового закона можно условно выразить так: «кто победил – тот и возит». Раньше, «благодаря» стараниям чиновникам из департамента дорожной инфраструктуры и транспорта, понять, кто на самом деле осуществляет перевозки, было практически невозможно. Например, по итогам конкурса департамент заключал договор подряда с фирмой ООО «Автоплюс» (условно). Эта фирма в свою очередь заключала договор субподряда с ИП Иванов И. А этот ИП Иванов И. мог заключить договор суб-субподряда с ИП Петров П. И все это было предусмотрено типовым договором, разработанным специалистами департамента.
В итоге, в случае совершения какого-либо правонарушения, вся ответственность перекладывалась на того, кто попался, а фирма оставалась чистой. Эта же схема позволяла компаниям уходить от «лишнего» налогообложения. Все малые перевозчики применяют упрощенную систему налогообложения, где показывать лишние транспортные средства невыгодно, так как это влияет на размер налога. Поэтому часто показывается лишь минимум транспортных средств, а остальные находится как бы в аренде у индивидуальных предпринимателей Иванова, Петрова, Сидорова и пр. Вот только на самом деле не фирма платит предпринимателям за аренду их транспортных средств, а последние платят организации за право обслуживать маршруты. Но даже в этом случае перевозчик должен иметь штатных водителей, которые управляют якобы арендованными транспортными средствами. В противном случае организация, привлекающая по договору аренды транспортное средство с экипажем, автоматически перестает быть перевозчиком, так как нарушает установленное положение о лицензировании. На сегодняшний день 99% водителей малых перевозчиков не являются официально трудоустроенными и за них не производятся отчисления во внебюджетные фонды!
Вот как производится начисление заработной платы на маршрутах, обслуживаемых малыми перевозчиками по словам одного из водителей: «В конце смены я сдаю план хозяину машины, готовлю машину к следующей смене (заправка, мойка). Что осталось – моя зарплата. Если повышается стоимость проезда, то хозяин автоматически повышает нам план. Так уже было неоднократно».
Разумеется, ни о каком двухсменном графике работы здесь не может быть и речи. С одной стороны, чем больше смен отработает водитель, тем больше он заработает. А с другой — водитель, нарушающий установленный режим труда и отдыха, просто подвергает опасности жизнь и здоровье пассажиров. Таким образом, в тарифе за проезд в городском пассажирском транспорте «сидит» не менее 30% посреднических услуг фирм-пустышек, заключивших муниципальные контракты с департаментом, но не имеющих необходимого количества автобусов.
В несколько более выгодном положении находятся «Тюменское ПАТП №1» и «Тюменское ПАТП №2», поскольку их единственным учредителем и акционером является муниципальное образование город Тюмень. Но и здесь не обходится без субподрядчиков, поскольку законы рынка суровы: или ты, или тебя. Одним из способов не пустить на рынок индивидуальных предпринимателей, готовых работать без хитрых схем, является укрупнение лотов. Об этом в департаменте дорожной инфраструктуры хорошо знают и удовлетворяют интересы как своего основного перевозчика, так и группы лиц из числа малых перевозчиков, с которыми сложились «длительные и теплые отношения».
Но если малые перевозчики до сентября 2016 года довольствовались только платой, собираемой с пассажиров, то оба ПАТП на регулярной основе получали еще субсидии из городского бюджета на возмещение затрат. А одним из основных требований получения субсидии являлось наличие убытков от хозяйственной деятельности. То есть стремиться к оптимизации (сокращению) расходов в ПАТП было невыгодно. Самый яркий пример — Александр Пискулин, который в обоих предприятиях числится как генеральный директор и получает приличную заработную плату. Можно вспомнить и неудобную, но дорогую форму, закупленную в 2013 году по спецзаказу ПАТП для водителей и кондукторов у компании «Техноавиа».
Как стало известно редакции на момент написания материала, «АО «Тюменское ПАТП №2» находится в процессе ликвидации в форме присоединения к АО «Тюменское ПАТП №1». Отразится ли это на расходах объединенного предприятия, покажет время.
С сентября 2016 года все находятся в одинаковых условиях. Кроме платы за билеты, собираемой с пассажиров, перевозчики получают из городского бюджета денежное вознаграждение согласно муниципальным контрактам. Все, кроме двух перевозчиков, которые во время проведения аукционов согласились исполнять контракты по сумме 0 руб. — ООО «Авто-Люкс» и ООО «Автолинии». Но именно директор последнего, Гульсу Бурганова в разговоре с корреспондентом информагентства URA.ru отметила, что коллективное обращение перевозчиков повысить цену за проезд было вызвано несколькими причинами, в том числе лизинговыми платежами и заработной платой водителей (см. выше).
Директору второй фирмы, опустившейся до нуля, Майе Агададашевой по итогам первого месяца работы департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта была выставлена претензия за некачественно оказанные услуги (невыполнение установленного количества рейсов). За данное нарушение муниципальным контрактом предусмотрен штраф в размере 10% от окончательной цены. А поскольку цена контракта 0 руб., то соответственно и штраф перевозчика составил 0 руб. Вот такие договоры разрабатывают юристы департамента!
В настоящее время Ленинским районным судом оставлены в силе уже шесть постановлений инспекции автодорожного надзора о привлечении к административной ответственности индивидуальных предпринимателей, привлеченных фирмами-победителями по договорам субподряда. Размер наложенного штрафа – от 150 до 300 тыс. руб. Кроме того, Тюменским областным судом оставлено в силе вынесенное ранее решение о привлечении АО «Тюменское ПАТП №2» к административной ответственности за аналогичное нарушение. По данным редакции, информация о ситуации вокруг пассажирских перевозок и городских чиновниках, допустивших ее, доведена уже лично до губернатора Владимира Якушева.
ТюменьPROпродолжает следить за развитием событий.
Виктор Нестерук
Комментарии
Добавить комментарий
Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.
Надо разогнать этот огромный департамент дорожной инфраструктуры и транспорта — и дело с концом. У нас неплохо справляется со своей работой МКУ «Тюменьгортранс». Вот его и надо оставить. А то как-то многовато дармоедов на квадратный метр стало.
А вы наверное сотрудник Тюменьгортранса?
Нет. Я сотрудник немного другой организации)))
Черный понедельник 2011 года? Вы бы еще дефолт 1998 года вспомнили
Это что, начало уголовных дел! А Якушев насчет уголовщины при перевозках тоже в курсе?
Все думали, что с уходом Смолина и Шулепова из департамента ситуация изменится к лучшему. Но почему-то пришел Афанасьев и стало еще хуже.
Про Афанасьева: «Последнее, связанное с ликвидацией транспортных льгот для пенсионеров, на мой взгляд, просто ужасно — и по замыслу, и по исполнению. Это говорит о том, что человек, который инициировал проект, пока не готов работать на этой должности, по моему мнению…»
Подробнее здесь:
http://tumenpro.ru/2017/01/26/usloviya-uhudshilis-nastoyashhee-proshloe-i-budushhee-tyumenskoy-oblasti-v-interpretatsii-lva-berezina/