Экологи: у Тюменской области есть шанс не превратиться в мусорную свалку

Опубликовано: 6 июля 2017, 17:33 | Служба новостей ТюменьPRO

2017 год в России объявлен годом экологии. Однако согласно опросу, проведенному всемирной организацией «Green Peace», оповещены об этом лишь 16,5 % опрошенных. Ничего не знают или «что-то слышали об этом» 41,7 и 41,8 % соответственно.

Почти 90 % участников опроса, жители 70 регионов России, считают важнейшей экологической проблемой России  мусор и свалки, а утилизацию отходов называют главным направлением деятельности по сохранению окружающей среды. Экологи разделяют мнение граждан, ставя проблему утилизации отходов во главу угла.

«Самым актуальным экологическим вопросом, проблемой для планеты Земля, для РФ и Тюменской области в частности, а для Тюмени тем более, является обращение с отходами. Это самая главная тема», — считает Альберт Фахрутдинов, координатор коллегии экологов Общественного совета города Тюмени.

Согласно экологическому рейтингу городов России, Тюмень заняла 19 место, демонстрируя путь вверх. По статистике «Green Peace» областная столица расположилась на 20 месте по количеству точек раздельного сбора отходов. Казалось бы, есть положительная динамика, об экологии задумываются не только жители, но и власти. Однако на деле цифры отражают лишь «среднюю температуру по больнице», говорить о кардинальных переменах к лучшему и выбранном экологическом курсе развития преждевременно.

По данным регионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, лидирующую позицию занимают административные нарушениях в сфере экологии. По статье «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами» за 2016 года начислено штрафов на сумму 1 342 тыс. рублей.

Долгие годы экологическая обстановка и существующие проблемы оставались за бортом приоритетных направлений властей. В последние годы ситуация стала меняться, правда, пока все попытки правительства сместить курс на экологию носят скорее добровольный характер.

«18-20 лет назад, когда в стране была «оттепель», Ельцин предлагал регионам взять полномочий столько, сколько они хотят, когда был рассвет демократии, тогда был подсчитан экологический ущерб для страны. Сейчас это не афишируется, у меня остались те данные, в частности, по Тюмени, области. В 2001 году комитет по экологии Тюмени издал книгу «Экология города Тюмени», в ней приводятся размеры экологического ущерба, нанесенного нефтяниками, газовиками, в общем. Еще тогда ущерб измерялся миллиардными суммами, сейчас уже триллион наверно. Даже понятие такое было, а сейчас вы даже не встретите такой информации», — рассказывает Альберт Фахрутдинов.

Проблема обращения с отходами на данный момент остается самой острой, потому что работать в этом направлении начали недавно, региональные схемы и программы развития утилизации мусора еще только разрабатываются и начинают внедряться.

Из двора обычного городского дома тревога экологов выглядит не очень серьезной. Страшной она становится в сёлах и деревнях, заваленных несанкционированными свалками. На сегодняшний день в Тюменской области насчитывается более 500 свалок, из них 180 самовольные. Это при том, что у нас действуют 22 полигона. Тобольский полигон работает уже с превышением срока эксплуатации.

«Звонили с Успенки, там несанкционированная свалка, 8 га. В течение 3-х последних лет мы регулярно  там бываем, фиксируем, направляем документы во все ответственные органы, и в Росприроднадзор, и в Роспотребнадзор, в департамент недропользования и экологии, и в прокуратуру. Все эти органы разово бывают, они реагируют, составляют протокол, наказывают. Какие меры предпринимаются? Например, разовая чистка. Уезжают, а через месяц все по новой».

Свалка никуда не исчезает, мусор здесь появляется вновь, потому что поблизости нет полигона или мусоросортировочной станции. Поэтому запретительные таблички погоды не сделают.

«Два ключевых момента, которые здесь важны — для решения проблемы необходима эффективная система переработки с одной стороны (когда население сортирует, затем разные виды отходов перерабатываются), и активные изменения в поведении граждан с другой стороны. Невозможно справиться с тем гигантским количеством мусора, которое аккумулируется вследствие образа жизни, который у нас принят. Если приоритет — это рост потребления, то проблема мусора никогда не будет решена. Поэтому переработка — это настолько же важно, насколько уменьшение количества производимого городом мусора. Перемещение мусора из одного места в другое проблем не решает, увеличение количества свалок (полигонов) тоже мало что дает. Если не решать эту проблему, то однажды больше не останется места, которое не было бы занято мусором», — поделился с ТюменьPRO своим мнением Владимир Сливяк, сопредседатель группы «Экозащита!», экс-преподаватель Высшей Школы Экономики.

С экспертом согласна и Анна Гаркуша, представитель движения «Раздельный сбор». Она считает, что избавляться нужно и от полигонов, а на их месте делать трассы для лыжников, потому что накопленные годами горы мусора уже никуда не деть, но препятствовать образованию новых вполне по силам самим жителям.

О том, что мусор необходимо сортировать на категории, говорят и в правительстве. Сегодня уже законодательно закреплено, что РСО (раздельный сбор отходов) является приоритетным способом. При этом никаких дополнительных стимулов и условий пока не появилось.

«Предметно этой проблемой в Тюменской области занимаются органы власти уже 30 лет. Были разработаны программы еще в прошлом веке. Есть программы от 96, 97 годов, но ни одна из них не была реализована, ни одна. И утратили силу, в настоящее время такой программы вообще нет. В ТО отсутствует программа по обращению  с отходами всех видов. У нас принимаются отдельные решения вместо общей большой программы, которая была бы расписана по годам, как раньше, с указанием денег, объектов, необходимых сооружений для обращения с отходами. Вместо этого у нас сейчас  дробится эта проблема на части. В отношении твердых коммунальных отходов — это только один из видов (есть еще жидкие, обычные, медицинские, биологические, хозяйственные, опасные)  — у нас еще как-то пытаются выстроить работу, но только по одному виду отходов», — сообщает Фахрутдинов.

К марту 2018 года в Тюменской области планируется построить и запустить четыре мусороперерабатывающих завода. Так, новые предприятия будут запущены в Тюмени, Ялуторовске, Ишиме и Тобольске. Также планируется построить две мусороперегрузочные станции, которые будут расположены в Тюмени и Тюменском районе. Логика чиновников такова: везти сразу мусор на заводы — далеко, поэтому отходы будут доставлять на станции, там копить, а затем отправлять на заводы.

«Как мы к этому относимся? Позитивно. Раздельный сбор без мусоросортировочных заводов возможен, но мы получим более хороший результат, если получим раздельный сбор в домохозяйствах и на станциях. Сейчас концессионер заявляет, что планирует привлекать 40% вторичного сырья из мусора. Европейская статистика показывает — это невозможно. Сейчас речь о том, что из смешанного бытового мусора можно извлечь 20% сырья. При наличии  раздельного сбора цифры поднимаются до 60-80%. Сейчас уже есть веские основания говорить о том, что что-то не будет работать. Например, извлечь бумагу из смешанных отходов невозможно, для переработки она не годна. Далее возникает вопрос по стеклу. В смешанном мусоре его бьют на осколки. Неизвестно, насколько справится оборудование на станции по извлечению их из общего мусора. Кроме того, изначально говорили, что заводы будут еще и сами сортировать батарейки. Но сейчас мы видим, в городе запускается проект «Экобокс» благодаря нашей петиции. Сбор батареек будет организован отдельно, минуя завод вообще», — сообщает Кристина Шелемеха, активист тюменского добровольческого объединения «Круговорот».

Пока активисты ратуют за качественный раздельный сбор отходов во дворах, Анна Гаркуша предлагает заложить в программу правительства региона документы по возвращению вторсырья в производственный цикл, что невозможно выполнить без повсеместного внедрения РСО.

«Чтобы запустить процесс, необходимо создать либо спрос на вторсырье, либо не препятствовать этому. Изменить устаревшие СанПины, по которым вывоз мусора осуществляется ежедневно, а в случае со сбором пластика, бумаги и стекла, в этом нет необходимости. Также внедрению РСО противодействуют мусоровывозящие компании, нерешительность властей, отсутствие прямых финансовых стимулов для населения», — считает активист Анна Гаркуша из Санкт-Петербурга.

Если тюменские экологи смирились с фактом строительства заводов и станций, то специалист из северной столицы уверена — «это зло»: сортировать отходы на станции, значит, терять качество вторсырья. При грамотном подходе к сортировке, убеждена Гаркуша, в утиль пойдет не более 10-20% от общего количества отходов. Более того, эколог предлагает разработанную схему противодействия планируемым и построенным станциям и заводам, так называемый «Уровень для бесстрашных».

Что делать горожанам? Мониторить ближайшие перерабатывающие/заготовительные предприятия. Вступить в диалог с полигонами: предложить им внедрять РСО. Аналогичную работу провести с мусоровывозящими компаниями. Ну и, наконец, разговаривать и получать обратную связь  от властей.

«Проблема отходов — очень сложная для решения. И прежде всего потому, что у нас они очень долго накапливались в условиях, когда никаких подходов, кроме свалить за городом, не применялось. С экологической точки зрения, много предпочтительнее сортировать и перерабатывать, нежели сжигать. Это два основных подхода, которые чаще всего обсуждаются. Наиболее яркий пример успешного подхода — Германия, где население повсеместно сортирует отходы, затем специальные компании их забирают и перерабатывают большую часть (все, что возможно переработать и вернуть обратно в использование). В некоторых местах существуют штрафы и другие санкции за то, что плохо сортируют, например. Потому что это затрудняет последующую переработку», — убежден Владимир Сливяк.

Немаловажной проблемой для внедрения раздельного сбора отходов специалисты считают экологическую безграмотность населения. Одним из стимулов внедрения РСО может стать не только потенциальное здоровое будущее у следующих поколений, но и снижение финансовой нагрузки на вывоз мусора с придворовой территории. Сейчас в Тюмени заинтересованные организации за свой счет устанавливают контейнеры для пластика и сами его вывозят, жителям такая услуга ничего не стоит.

В областном центре действует более 500 точек раздельного сбора мусора, речь о стационарных контейнерах оранжевого, зеленого и серого цветов. Именно эти контейнеры учитывались при составлении рейтинга «Green Peace», в котором Тюмень занимает 19 место по степени распространенности раздельного сбора. Но чаще во дворах можно встретить сетки для пластика. Таким образом, в Тюмени знакомо с РСО около 20% населения.

Проблемы у волонтеров движения «Круговорот» возникают с теми компаниями, которые принимают сырье огромными партиями. «Стеклотех», например, берет на переработку только от 300 тонн. Чтобы сдать мягкий полипропилен, нужно собрать 19 тонн в месяц.

«Понятно, что такие объемы пока не собираются. С крупными компаниями приходится придумывать другие схемы работы. Например, есть посредники, которые собирают мелкие партии сырья, на своих складах консолидируют, а потом большие объемы сдают», — рассказывает Кристина Шелемеха.

Если на площадке у дома можно сдать только несколько видов пластика, волонтеры «Круговорота» регулярно устраивают акции по сбору остальных отходов. Раз в 2 недели организует  выездные пункты по приему вторсырья, где можно сдать все виды пластика. Сюда же можно сдать макулатуру и алюминий. Также проводятся акции по сбору стекла, ближайшая — 22 июля. Акции по сбору металлолома организуются примерно  раз в квартал. Еще одно эко-движение собирается провести сбор отслуживших телефонов, компьютеров и т.д., которые можно также сдать на переработку.

Как заметила Анна Гаркуша, экологи всех организаций объединяются ради одной цели — внедрить РСО и сделать необходимым элементом повседневной жизни.

«Тюменцы реагируют положительно. Большинство готово сортировать  мусор, если логистика будет организована у дома, чтобы не приходилось копить большие объемы, и чтобы можно было сдать на контейнерной площадке во дворе. За всю мою практику мне не доводилось сталкиваться с людьми, которые категорически против раздельного сбора сырья  и не готовы вообще к этому приобщаться», — делится Кристина из «Круговорота».

Однако сил одних активистов мало, слово за правительством региона. Чтобы внедрить РСО и способствовать его развитию, необходимо стимулировать переработчиков сырья.

«Для того, чтобы уравновесить экономические и экологические интересы, необходимо сделать сбор и переработку экономически выгодной, тут могут быть применены как льготы для компаний-переработчиков, так и различные виды штрафов для нарушителей. Но все это не будет работать без масштабной агитации населения, чтобы люди понимали, что важно производить меньше мусора, важно сортировать отходы (конечно, при условии существования переработки отсортированных отходов). Эта проблема требует совместных усилий власти и населения, усилиями одной стороны ее решить невозможно», — убежден Владимир Сливяк.

 

Рубрики: Экология. Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .


Рейтинг новости:

783
Просмотры:
8
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.


Наверх ↑

ЯМАЛPRO
ЮГРАPRO