«Жирная тюменская жизнь потихонечку заканчивается». Приговор региону вынесли в Москве
Опубликовано: 29 ноября 2017, 15:15 | Служба новостей ТюменьPRO

Согласно Конституции, Россия является федеративным государством. Однако сегодняшние отношения между федеральным центром и регионами России вряд ли можно назвать лучшими из возможных. В связи с этим остро стоит вопрос, как найти пути к оптимизации федеративного устройства и что представляет собой этот оптимум? Эту и многие другие проблемы обсудили лучшие российские эксперты по региональной политике за круглым столом V Общероссийского гражданского форума.
«Неравенство, действительно, двигатель прогресса»
Наталья Зубаревич, профессор географического факультета МГУ, директор региональных программ Независимого института социальной политики: «Неравенство , действительно, двигатель прогресса. Тот, кто имеет конкурентные преимущества, бежит быстрее, получает больше возможностей для развития ресурсов. Туда приходят инвестиции. Они концентрируются там, где дадут быстрее отдачу. Поэтому неравенство — это нормально. Вопрос меры. Чрезмерное, огромное неравенство, когда в каких-то частях страны люди не могут получить базовых социальных услуг. У нас пока этого нет, потому что в бюджетной системе происходит очень сильное перераспределение трансфертов. Не получается, что регионы с большими конкурентными преимуществами не бегут быстрее и не тянут за собой страну. Потому что у некоторых просто изымают ресурсы в пользу перераспределения, а некоторые живут на ренту. Допустим, в ХМАО 60% всей нефти в стране. ЯНАО – 80% всего газа в стране. Это рента. Большую часть ренты у них изымает федеральный бюджет, что-то остается, жить можно. Рентные доходы не стимулируют бег, а наращивают пузо. Если берем Москву и всю страну – неравенство большое. Хорошо это или плохо? Нет ответа. Когда тяжелая ситуация, вы понимаете, что страну испытывают на разрыв, надо больше выравнивать и перераспределять слабым, чтобы было меньше рисков. Когда надо догонять и бежать, то меньше изымать у сильных, у которых выше конкурентные преимущества. Поэтому принятие политических решений — это всегда движение по кривой: то в одну сторону, то в другую. Если вам кто-то скажет, я знаю, как надо, пошлите его подальше. Это делается методом проб и ошибок».
Курс на индустриализацию экономики и социальную ориентированность в Тюменской области пока не убедили Наталью Зубаревич. Профессор напомнила, что регион живет на ренту с ХМАО и ЯНАО.
«Деньги вам скидывали Ханты и Ямал, и в большей мере Ханты. А у Хантов, извините, черт-те что с бюджетом, у них налог на прибыль полетел вниз в 2 раза. И вам аукнулось, потому что вы живете на ренту, в основном от Хантов. Поэтому прежнего жира не будет. Крупный бизнес выводит прибыль из Хантов, а во-вторых, бизнес просто имеет меньшую прибыль. Сочетание этих факторов железно приведет к тому, что доходная база вашего бюджета будет не столь широка и хороша, как вы привыкли. А уж как вы резать будете костыль, это надо будет смотреть по исполнению бюджета. Они специально заложили дефицит, по 9 месяцем у вас ну очень маленький профицит для бюджета, что-то миллиардов 7-8, это для вас мало. Вывод очень простой: жирная тюменская жизнь потихонечку заканчивается. Уже 40% расходов бюджета направлять на поддержку нацэкономики не получится. Вы никогда не раздували социальных обязательств, это правда, Тюменская область очень технократична, и сокращать их, вы скорее всего, тоже не будете. Заявления правительства области о социальной направленности бюджета – это красивая мина при не очень хороших условиях. Да, теперь доля социальных расходов будет больше, потому что жира в бюджете стало меньше, и на нацэкономику столько не потратишь».
«У нас массово идет депрофессионализация парламента»
Александр Кынев, политолог, доцент департамента политической науки НИУ ВШЭ: «На самом деле, неравенство — это тот ресурс, все разумные люди понимают, что наша непохожесть — это наше преимущество. То, что мы наблюдаем как минимум последние 15 лет — это всеобщая унификация и попытка превратить все в интернат, где все одинаковые, квадратные столы. Все институциональные реформы последних 15 лет выкорчевывали любые намеки на разнообразие. Это вообще не про деньги, а про то, что высовываться нельзя. Унифицировано все, что нужно и ненужно, главное, чтобы было одинаково. Взять выборы прошлого года. В среднем по Росси, доля штатных депутатов упала с 64 до 31%. У нас массово идет депрофессионализация парламента. Все то, чего добивались по чуть-чуть, в час по чайной ложке, все сейчас возвращается назад, отнимается то небольшое, что было. О каком саморазвитии речь, если нет никаких площадок? Чтобы люди что-то могли сделать, у них как минимум должно быть место, где они могут собраться. Уничтожаются площадки, институты, которые могут хоть что-то предложить. Бессмысленная унификация. Нужно перестать относиться к регионам, как к политическому интернату. Может быть, что-то начнет меняться и без денег, если люди смогут начать об этом говорить. И намека, что что-то поменяется, нет. Нет никаких попыток, нет людей для того, чтобы хоть немного это вернуть назад».
«Федерализм – это созидательное неравенство»
Владимир Рыжков, политический деятель, профессор Департамента международных отношений Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ: «Последняя история с губернаторами, которые прыгают со скалы перед тем, как отправиться из Вологды в Новосибирск, где раньше не были, показывает, что это даже не старая имперская, а советская практика номенклатурная, когда люди просто переводятся с участка на участок. Политика нашего нынешнего начальства в реставрации имперских практик, унифицирующих и вертикальных, построенных исключительно на бюрократических типах правления при поддержке силовых структур, в стратегическом плане чрезвычайно опасна. Потому что накапливается внутренняя конфронтация, в том числе национальные противоречия. Действительно, неравенство — это ресурс развития. Если дать инициативу регионам, они будут строить свою модель развития, мы видели десятки таких моделей в 90-ые годы. Сейчас эти модели невозможны, потому что эти скалолазы думают только об одном, как передавать в Москву отчеты с правильными цифрами, а не о том, чтобы строить модель развития. Федерализм – это созидательное неравенство, созидательная борьба моделей, различных стратегий развития регионов — здесь я присоединяюсь к Кыневу — нужно не уничтожать площадки, поля для дискуссий, наоборот, максимально развивать. Нам нужна демократия на местном уровне, нам нужна настоящая демократия на региональном уровне, иначе люди будут чувствовать себя чужими в этой стране, в своих регионах, и элиты для них будут чужими, и государство для них будет отчужденным. Иначе все это будет провоцировать конфликт, потому что государство – не авторитет, никто не будет считать его своим».
«Унификация налогов – первая мера по удушению всего живого»
Антон Табах, доцент НИУ ВШЭ, факультет экономических наук: «Политика часто сводится к деньгам. Если вспомним, как шли процессы унификации, они во многом были не политическими, а финансовыми, потому что унификация налогов – первая мера по удушению всего живого. Все началось с этого. Зачем? Первое, в случае унификации, в том числе финансовой, так проще управлять. Второе, если у регионов отобраны финансовые ресурсы, все раздается из московского котла, получается так: этому дала, этому не дала. Затем унификация управленческой системы: все ровно, квадратно-гнездовая система. Единственный минус, неравенство проявляется и здесь. Есть регионы, которые хочется раскулачить: в рамках унификации надо, но по другим причинам не надо. Проявляется когнитивный диссонанс. У бедных более выигрышная стратегия — выглядеть серыми и убогими, нежели развиваться, а богатые придумывают часто вещи полезные вроде центрального кольца или диаметра, а частью реновацию. Это вызывает праведное возмущение в регионах, но это не про жилье, не про людей и даже не про мэра Москвы. Это чисто освоить фонды».
«Есть потенциал в сторону ухудшения»
Михаил Виноградов, президент Фонда «Петербургская политика»: «Неравенство — страшная вещь, но борьба за равенство еще более страшная — ей можно обосновать все, что угодно. Я бы обратил внимание на то, как сами регионы пытаются купить лотерейный билет и то, как рефлексируют о своем месте в настоящем и будущем, если не участвуют в борьбе за межбюджетные отношения. Попытки найти свое место происходят. Мы проанализировали выступления губернаторов. Список тех, кто всерьез рефлексирует на тему будущего получился экзотичным: Самара, Ульяновск, Мордовия, Челябинск, Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, ХМАО, Саратовская область. Объединяет их, что в большинстве губернаторы – политики с большим опытом, понимающие, что ощущение позитивного будущего работает и на настоящее. Понимают, что вызовы местной экономике будут серьезными, рефлексировать нужно уже сейчас. Например, Белгород: откусить свой кусок пирога от промышленного интернета, поощрять логистику с использованием дронов. Чтобы стимулировать вывоз товаров за пределы региона. Если обобщать, действительно, рассуждающих не только в цифрах об увеличении ВВП, но и о каких-то трендах, в риторике губернаторов практически нет рефлексии про будущее в консервативно-охранительной риторике, и нет риторики о будущем в непереводимых языках Сбербанка. Общая проблема, которая у нас остается, это оценка возможностей региональной власти в части изменения экономики. Есть потенциал в сторону ухудшения. По большому счету экономика развивается сама по себе вне зависимости от качества прыжков в воду старых-новых губернаторов».
Есть шанс, что мнения экспертов и выработанные пути решения назревших проблем будут не только услышаны, но и побудят к действию. Как сказал Алексей Кудрин, V Общероссийский гражданский форум уникален еще и тем, что прошел накануне президентских выборов, когда принято прислушиваться к мнению общества.
Комментарии
Добавить комментарий
Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.
Еще Высоцкий пел — «Бег на месте общеукрепляющий!»
Россия сегодня напоминает свои самые «застойные» времена…
Ничего не заканчивается. Некоторым просто хочется, что бы закончилась. Для них чем хуже, тем лучше. Мечтают прямо.