Максим Лаптандер: «Самое трудное — защищать власть». Эксклюзивное интервью с доверенным лицом Путина
Опубликовано: 16 марта 2018, 22:51 | Служба новостей ТюменьPRO

До выборов президента Российской Федерации осталось совсем немного. Специальному корреспонденту редакции удалось пообщаться с доверенным лицом кандидата на должность президента Владимира Путина от Ямало-Ненецкого автономного округа Максимом Лаптандером. Максим рассказал, как «отмерил тундру шагами» и как в ходе работы в штабе кандидата по-новому открыл для себя свою малую Родину.
Максим, скажите, как вы попали в число доверенных лиц кандидата Путина, кто вас выдвинул?
-Я давно занимаюсь общественной деятельностью, можно сказать, что являюсь посредником между коренными народами Севера и органами власти. Началось все с участия в инициативной группе по выдвижению Владимира Путина на должность президента Российской Федерации. После этого мне пришло предложение от руководителя образовательного центра «Сириус» и сопредседателя предвыборного штаба Владимира Путина Елены Шмелевой быть доверенным лицом президента на Ямале. Я немного подумал и согласился, т.к. от Ямала в штабе уже были представители всех направлений, кроме оленеводческого.
Когда согласились войти в штаб кандидата Владимира Путина, был уже какой-то план действий или тоже пришлось над ним подумать?
-Нет, над планом мне думать не надо было, т.к. я уже представлял, что мне надо будет проехать по Ямалу, по моим сородичам, по оленеводческим бригадам, где нет никакой связи с миром. От Ямала нас было двое. Моему напарнику предстояло проехать по всем городам Ямало-Ненецкого автономного округа, а мне – объехать на снегоходе все стойбища оленеводов и рыбаков до начала досрочных выборов (примерно за три недели – прим. автора).
Что было самое трудное во время вашей экспедиции?
-Самое трудное было защищать власть, потому что ругать ее это легче всего. Доверенным лицам других кандидатов было легче – они приезжали, ругали власть и агитировали за своего кандидата. Я же выслушивал критику местных властей и отвечал на все вопросы, даже самые неудобные, своих сородичей. Хотя и я и они понимали, что эти вопросы предназначены не мне. Были еще небольшие поломки техники, но это уже для меня привычно, с ними справлялся на ходу.
А что показалось самым легким?
-Конечно же это общение на родном языке со своими сородичами. У нас в тундре народ гостеприимный. Приезжаешь в любое стойбище, сначала тебя напоят чаем, согреют, потом за чашкой начинают обсуждать «житье-бытье» и какой кандидат больше нам подходит. Кроме того, познакомился со многими интересными людьми, с которыми в дальнейшем буду сотрудничать в рамках своей общественной деятельности. Еще мне благоприятствовала погода. Нынче февраль на удивление выдался теплый и малоснежный, поэтому задерживаться в стойбищах, чтобы переждать непогоду не приходилось.
Что было самое удивительное?
-Самое для меня удивительное было то, что наш Ямал оказался таким необъятным! Вроде на карте он выглядит маленьким, но за неделю его не объехать. Можно сказать, что я по-новому открыл для себя Ямал, отмерял его шагами и километрами на снегоходе. Было и такое, что неприятно удивило меня и даже немного огорчило. – В стойбищах оленеводов, в которых я побывал, почти не осталось молодых девушек, одни парни. Получается, что девушки, женщины переезжают в села, в города, а в стойбищах под замужество никого не остается. Думаю, это повод для размышлений и обсуждения на наших съездах оленеводов.
Сколько пришлось проехать по Ямалу за всю экспедицию?
-За три недели пробег по спидометру составил примерно 3700 км., т.е. больше чем от Тюмени до Москвы и обратно. Были конечно перерывы в поездках – приходилось иногда выходить на работу в интернат, а потом возвращаться. В целом конечно же экспедиция была очень интересной и местами даже удивительной. Это несмотря на то, что я очень тщательно к ней готовился.
Справка «ТюменьPRO»: Максим Лаптандер — 37 лет, женат, имеет трое детей. Закончил Тобольский пединститут по специальности физическая культура. В хозяйстве Максима около 600 оленей. Работает бригадиром-оленеводом в поселке Белоярск, а также воспитателем Белоярского интернета семейного типа. Возглавляет территориально-соседскую общину коренных малочисленных народов Севера «Оленевод». Представлял ямальских оленеводов в Швейцарии в июне 2017 года на десятой сессии Экспертного механизма по правам коренных народов, учрежденного при Совете ООН по правам человека. После поездки Максим провел встречу с воспитанниками и работниками Белоярского интерната семейного типа, на которой рассказал, чем отличается чум ненецких оленеводов от чума шведских оленеводов, как формируют стадо оленей, а также почему в современном мире детям оленеводов очень важно владеть английским языком, знать экономику и основы предпринимательства.
Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.