«Тюмени нужно очень постараться, чтобы стать справедливым городом». Чем областной центр не угодил столичным блогерам?
Опубликовано: 23 августа 2018, 14:25 | Служба новостей ТюменьPRO
текст: Юля Глазова
"Тюмени нужно очень постараться, чтобы стать справедливым городом"
Урбанисты Варламов и Гершман дали заключение по Тюмени
За лето Тюмень посетили сразу два урбаниста Аркадий Гершман и Илья Варламов. Оба блогера оценивали «лучший город земли» с точки зрения удобства проживания и комфортности среды для людей. Урбанисты, путешествующие по России, поставили Тюмень в свой рейтинг российских городов. На этот раз область не попала в топ, но получила готовые «рецепты», как сделать свой центр,Тюмень, действительно удобным и комфортным для жизни.
Тюмени повезло, что два известных урбаниста бесплатно проконсультировали о существующих и надвигающихся проблемах для горожан. Именно урбанистов привлекают в качестве консультантов, чтобы выявить проблемы города, района, улицы, отдельного проекта и даже двора. За счёт всестороннего анализа урбанисты распознают все проблемы места, их закономерности, и на основании уже этой работы готовятся концепции, которые в последующем прорабатываются и реализуются уже конкретными специалистами: архитекторами, ландшафтными дизайнерами, социологами, транспортниками.
«Тюмень стала лучше, чем 20 лет назад»
Начнем с хорошего. Специалисты по развитию городской среды, удобной для всех горожан, отметили ряд успешных решений, правда, они скорее точечные и локальные, но при грамотном управлении могут стать пунктом отправления для всеобщего внедрения.
«Тюмень стала лучше, чем 20 лет назад»
Начнем с хорошего. Специалисты по развитию городской среды, удобной для всех горожан, отметили ряд успешных решений, правда, они скорее точечные и локальные, но при грамотном управлении могут стать пунктом отправления для всеобщего внедрения.

Илья Варламов, журналист, урбанист, блогер
Тюмени есть чем гордиться. Это деревянная архитектура. К сожалению, все эти нарядные деревянные дома стоят среди убогих пластиково-кирпичных коробок из 90-х. Представляете, что было бы, если б Тюмени удалось сохранить деревянный центр?! Была непрерывная, цельная историческая ткань! Без пятиэтажек, торговых центров и офисов класса Б+. Со всего мира сюда приезжали бы люди любоваться красотой. В целом Тюмень – очень интересный город. Если городские власти начнут привлекать хороших специалистов, то он будет одним из лучших если не в мире, то по крайней мере в России.

Аркадий Гершман, урбанист, блогер
Крайне редко бывают ситуации, когда в городе нет ничего хорошего. Тюмень тут не выбивается из правил и тоже может похвастаться некоторыми вещам. Да, там нет чего-то идеального, что хочется сразу взять и начать масштабировать на все остальные города, но есть правильные и простые детали, которые помогают сделать город дружелюбнее.
Приятное-транспортное - в Тюмени появилась платная парковка, хороший и важный шаг. Хотя организована она настолько локально, что эффект от её ввода минимален, как мне кажется (посчитаем это за экспертное мнение).
Тюмень позаимствовала у Москвы дизайн адресной навигации, от шрифта до самого короба. Плохо, что решили не париться и сделать именно так (всё же это важная городская деталь, плюс промышленный дизайн московских элементов слабоват), хорошо, что в принципе стали делать в едином стиле, а то до этого был зоопарк.
Недавно в Тюмени сдали пешеходную набережную, чиновники и жители ею гордятся. Начнём с хорошего - круто, что её сделали. Плохо то, что набережная сделана в слиянии стиля дорохо-бохато и bird shit. Это просто огромное каменное пространство. У архитекторов явно было задание сделать красивое место для открыток, но никого не волновало, что люди будут там делать. К счастью, многое можно исправить каким-то мобильными выставками, павильонами (архитектурными, а не как сейчас) и в целом тактическим урбанизмом. Даже спуск к воде можно сделать (да, сейчас у набережной нет контакта с водой!). Главное, чтобы тут всё не развалилось.
Есть жирный плюс уже сейчас: в Тюмени практически нет пыли и грязи.
Тюмень позаимствовала у Москвы дизайн адресной навигации, от шрифта до самого короба. Плохо, что решили не париться и сделать именно так (всё же это важная городская деталь, плюс промышленный дизайн московских элементов слабоват), хорошо, что в принципе стали делать в едином стиле, а то до этого был зоопарк.
Недавно в Тюмени сдали пешеходную набережную, чиновники и жители ею гордятся. Начнём с хорошего - круто, что её сделали. Плохо то, что набережная сделана в слиянии стиля дорохо-бохато и bird shit. Это просто огромное каменное пространство. У архитекторов явно было задание сделать красивое место для открыток, но никого не волновало, что люди будут там делать. К счастью, многое можно исправить каким-то мобильными выставками, павильонами (архитектурными, а не как сейчас) и в целом тактическим урбанизмом. Даже спуск к воде можно сделать (да, сейчас у набережной нет контакта с водой!). Главное, чтобы тут всё не развалилось.
Есть жирный плюс уже сейчас: в Тюмени практически нет пыли и грязи.
Теперь к застройке. Есть одна компания (имя называть не буду, а то подумаете, что реклама всё это) (хотя вы всё равно так подумаете), которая стала прислушиваться к архитекторам и маркетологам, в результате чего появилось несколько весьма интересных проектов. Это микрорайон, из которого удалось выжать, по-моему, максимум. Во-первых, тут интересные решения по домам, никакого космоса, но глазу приятнее. Плюс тут вспомнили, что ни одной парковкой живут люди, что нужны общественные пространства.
Вот вроде бы ничего капитального, просто внимание к деталям и элементарная забота о жильцах и конкурентных преимуществах, а как сразу дома по-другому воспринимаются! Хотя стоит понимать, что всё это улучшает жизнь, но не решают проблему микрорайонов как таковых. Можно, условно, довести неправильную идею до минимального вреда, но этот вред всегда останется.
Вот вроде бы ничего капитального, просто внимание к деталям и элементарная забота о жильцах и конкурентных преимуществах, а как сразу дома по-другому воспринимаются! Хотя стоит понимать, что всё это улучшает жизнь, но не решают проблему микрорайонов как таковых. Можно, условно, довести неправильную идею до минимального вреда, но этот вред всегда останется.
В Тюмени есть не только отвратительные районы, которые нужно просто взять и снести, но и вполне жизнеспособные проекты и решения, которые можно и нужно перенимать. Велокомнаты, оформление домов и пространств, правильная этажность и другие перечисленные выше приёмы - всё это очень круто и полезно. Но обидно, что они не пересекаются в рамках одного проекта, каждая компания смогла сделать что-то одно.
Кстати, на месте чиновников я бы подумал над тем, чтобы привлекать к проектированию общественных пространств города специалистов застройщика первых объектов, авось вытянут город.
«Тюмень – несправедливый город»
Самой большой проблемой для успешного развития Тюмени оба урбаниста считают тотальную автомобилизацию: город обслуживает автотранспорт, а не пешеходов. При наличии отличных дорог, считают оба урбаниста, появляется желание купить машину, но никак не прогуляться по городу пешком, карабкаясь по воздушным переходам.
Кстати, на месте чиновников я бы подумал над тем, чтобы привлекать к проектированию общественных пространств города специалистов застройщика первых объектов, авось вытянут город.
«Тюмень – несправедливый город»
Самой большой проблемой для успешного развития Тюмени оба урбаниста считают тотальную автомобилизацию: город обслуживает автотранспорт, а не пешеходов. При наличии отличных дорог, считают оба урбаниста, появляется желание купить машину, но никак не прогуляться по городу пешком, карабкаясь по воздушным переходам.
Илья Варламов: Тюмень развивается как город, удобный для автомобиля. Общественный транспорт развит слабо, и пользоваться им неудобно.
И вот в Тюмени строят широченные магистрали... Точнее, не строят, а пытаются изъять из улично-дорожной сети местные улицы и переделать их в магистрали. Я много писал про ужасно вредный для города проект реконструкции улицы Мельникайте. Сейчас его реализуют. Эту улицу планируют расширить и превратить в бессветофорное шоссе, а пешеходов загнать в подземные и надземные переходы. С каждым подобным проектом Тюмень становится хуже. Почему?
Во-первых, подобные проекты провоцируют автомобилизацию. Жители видят, что в городе строятся дороги, которые невозможно перейти, что появляются развязки и эстакады, что расширяются улицы и вырубаются деревья. Люди всё это видят и понимают, что надо покупать машину. При первой возможности надо купить машину, потому что другого способа передвигаться по городу с комфортом просто нет.
И вот в Тюмени строят широченные магистрали... Точнее, не строят, а пытаются изъять из улично-дорожной сети местные улицы и переделать их в магистрали. Я много писал про ужасно вредный для города проект реконструкции улицы Мельникайте. Сейчас его реализуют. Эту улицу планируют расширить и превратить в бессветофорное шоссе, а пешеходов загнать в подземные и надземные переходы. С каждым подобным проектом Тюмень становится хуже. Почему?
Во-первых, подобные проекты провоцируют автомобилизацию. Жители видят, что в городе строятся дороги, которые невозможно перейти, что появляются развязки и эстакады, что расширяются улицы и вырубаются деревья. Люди всё это видят и понимают, что надо покупать машину. При первой возможности надо купить машину, потому что другого способа передвигаться по городу с комфортом просто нет.
“
Сегодня строительство развязок под окнами домов кажется выходом, решением проблемы пробок, но через несколько лет они всё равно забьются машинами. И что вы будете делать тогда?
Во-вторых, все подобные проекты делают город несправедливым. К сожалению, большинству жителей автомобиль всё равно недоступен, сколько ты дорог ни строй. А если мы представим, что каждый житель будет передвигаться на личном автомобиле, то никаких дорог не хватит. Сегодня в Тюмени около 25% жителей используют личный автомобиль для регулярных поездок. Выгляните на улицу и представьте, что машин станет в 4 раза больше, что каждый тюменец будет за рулём. Ад! Такого, конечно, не произойдёт. Поэтому большинство населения оказывается в ущемлённом положении. Это самые слабые и незащищённые люди – малообеспеченные, дети, пенсионеры. Они не могут гулять по городу, они не могут перейти дорогу, каждая поездка – это боль и унижение. Тюмень идёт именно таким путём.
Город неудобный. Город опасный. Переходов мало, так что люди перебегают многополосные шоссе, рискуя попасть под колёса автомобиля. Если вы думаете, что подобное строительство как-то спасает от пробок, то вы ошибаетесь: пробки в Тюмени есть, и дальше будет только хуже.
Город неудобный. Город опасный. Переходов мало, так что люди перебегают многополосные шоссе, рискуя попасть под колёса автомобиля. Если вы думаете, что подобное строительство как-то спасает от пробок, то вы ошибаетесь: пробки в Тюмени есть, и дальше будет только хуже.
“
Тюмени, как и любому современному городу, нужно правильно выставить приоритеты. Город должен быть удобным в первую очередь для пешехода. Должен развиваться общественный транспорт – не дизельные автобусы, а современный экологичный электротранспорт. Город должен стимулировать людей отказывать от автомобиля, а не покупать его.
«Архитектура – очень странная, мягко говоря»
Урбанисты внимательно изучили центр города и новые микрорайоны. Оба специалиста пришли к выводу, что застройка в городе «рыхлая, случайная». Все, что построено за последние 30 лет можно смело сносить. Аркадий Гершман предлагает уже сейчас запасаться тюменцам бульдозерами.
Урбанисты внимательно изучили центр города и новые микрорайоны. Оба специалиста пришли к выводу, что застройка в городе «рыхлая, случайная». Все, что построено за последние 30 лет можно смело сносить. Аркадий Гершман предлагает уже сейчас запасаться тюменцам бульдозерами.
“
Всегда было интересно, почему с тем баблом, что есть у людей, они не приглашают нормальных архитекторов? Почему, когда человек заболевает, он старается найти хорошего врача, а когда ему надо строить дом, он считает, что сам может нарисовать проект?
Аркадий Гершман: В 20 же веке человечество решило пересмотреть город как место жительства: появилась микрорайонная застройка, а улицы стали переделывать под машины. Благо, за каких-то 50-70 лет все города встали на грабли и отвернулись от светлого нового будущего, потому что для людей в этом будущем места не было.
“
Но, как вы понимаете, в Тюмени всё пошло особым путём, где, такое чувство, было решено сломать грабли о голову и выйти победителем в схватке, но без головы.
Комплексной исторической застройки практически не осталось. Центр представляет собой смесь из старого и безвкусицы нового, в этом веке про архитектуру тут не слышали.
Но если в центре строят просто ужасно внешне, то в остальной Тюмени строят гетто. Просто 27 одинаковых 17-этажных свечек в асфальтовом поле. Сможет ли в таком месте жить человек и развиваться? Нет, тут можно ночевать и деградировать. Если террористы убивают людей сразу, то такая застройка убивает людей постепенно. Хочется ли выходить за пределы квартиры в таком месте? Хочется ли проводить время на улице или заводить новые социальные связи? Нет, хочется купить дверь потолще и парковаться перед подъездом, чтобы не видеть этого ада. Не мудрено, что товар первой необходимости здесь, по мнению рынка, спиртное.
Но если в центре строят просто ужасно внешне, то в остальной Тюмени строят гетто. Просто 27 одинаковых 17-этажных свечек в асфальтовом поле. Сможет ли в таком месте жить человек и развиваться? Нет, тут можно ночевать и деградировать. Если террористы убивают людей сразу, то такая застройка убивает людей постепенно. Хочется ли выходить за пределы квартиры в таком месте? Хочется ли проводить время на улице или заводить новые социальные связи? Нет, хочется купить дверь потолще и парковаться перед подъездом, чтобы не видеть этого ада. Не мудрено, что товар первой необходимости здесь, по мнению рынка, спиртное.
Опыт показал, что микрорайоны неудачны и опасны для городов: люди ведут себя маргинально, когда всё общее)=без хозяина), не формируются улицы как общественное пространство (потому что нет части улицы в виде фасада) и так далее. Более того, с точки зрения затрат, в рыночной экономике очень дорого и сложно управлять ничейной территорией, её ведь и не размежуешь нормально. Не зря ООН-Хабитат (программа устойчивого развития городских поселений) не рекомендует застраивать новые районы по типу микрорайонов, предлагая старые-добрые кварталы.
“
Но в Тюмени не только не знают про негативный опыт, но роют себе "подарок" в виде социального взрыва, который будет из-за муравейников. Даже если поработать над внешним видом и маркетингом, то такое жильё всё равно будет порождать неполноценное общества.
Опыт показал, что микрорайоны неудачны и опасны для городов: люди ведут себя маргинально, когда всё общее)=без хозяина), не формируются улицы как общественное пространство (потому что нет части улицы в виде фасада) и так далее. Более того, с точки зрения затрат, в рыночной экономике очень дорого и сложно управлять ничейной территорией, её ведь и не размежуешь нормально. Не зря ООН-Хабитат (программа устойчивого развития городских поселений) не рекомендует застраивать новые районы по типу микрорайонов, предлагая старые-добрые кварталы.
Не зря зарубежные специалисты часто говорят, что в России не строят города и районы, у нас берут поля и небрежно раскидывают дома, чтобы всё было по нормативам, но не для жизни...
Урбанисты Гершман и Варламов также отметили отсутствие зеленых насаждений в городе и новых микрорайонах. Отдельное внимание уделили чрезмерной привязанности городских властей к заборам и оградам, которые, зачастую, не нужны, но ломают пространство и мешают пешеходам. Впрочем, сами тюменцы отгораживаются друг от друга заборами и закрытыми дворовыми территориями. Центр притяжения Тюмени - набережная - тоже стала поводом для критики.
"Очень показательный пример: вы не встретите там детских площадок. Там нечего делать малышам. Там нечего делать взрослым. Каждый сам пытается себя чем-то занять", - написал у себя Илья Варламов и тут же предложил несколько готовых решений для тюменской набережной.
Урбанисты не боятся быть не понятными тюменцами и нарваться на негодование, потому что без конструктивной критики город не станет лучше.
"Очень показательный пример: вы не встретите там детских площадок. Там нечего делать малышам. Там нечего делать взрослым. Каждый сам пытается себя чем-то занять", - написал у себя Илья Варламов и тут же предложил несколько готовых решений для тюменской набережной.
Урбанисты не боятся быть не понятными тюменцами и нарваться на негодование, потому что без конструктивной критики город не станет лучше.
Тюмени нужно очень постараться для того, чтобы стать справедливым городом. А что такое "справедливый город"? Это город, удобный для всех. Важно, чтобы городом могли с комфортом пользоваться пожилые люди, дети и подростки, маломобильные граждане, малообеспеченные. В справедливом городе не должно быть подземных и надземных переходов, которые превращают любую улицу в полосу препятствий. В справедливом городе не должно быть маршруток, которые недоступны для пассажиров в инвалидном кресле, с детской коляской или с велосипедом, а зачастую ещё и не обслуживают льготников. В справедливом городе есть много общественных пространств, где все люди вне зависимости от их достатка и социального положения должны иметь право на комфортный отдых.
Комментарии
Добавить комментарий
Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.
Хорошая статья. Удивительно что её ещё не заспамили гневными отзывами в адрес блогеров.
Блогеры…. ) Они мне напомнили зайца, который любил давать советы. Был такой старенький мультик. Вот-вот вот. ))
Улицы переходить можно спокойно по светафору, автобусы ходят нормально. НЕ увидели узких мест для пешеходов на центральной улице, горящего бесполезно утром света.