«Тюмени нужно очень постараться, чтобы стать справедливым городом». Чем областной центр не угодил столичным блогерам?

Опубликовано: 23 августа 2018, 14:25 | Служба новостей ТюменьPRO

текст: Юля Глазова
"Тюмени нужно очень постараться, чтобы стать справедливым городом"
Урбанисты Варламов и Гершман дали заключение по Тюмени
За лето Тюмень посетили сразу два урбаниста Аркадий Гершман и Илья Варламов. Оба блогера оценивали «лучший город земли» с точки зрения удобства проживания и комфортности среды для людей. Урбанисты, путешествующие по России, поставили Тюмень в свой рейтинг российских городов. На этот раз область не попала в топ, но получила готовые «рецепты», как сделать свой центр,Тюмень, действительно удобным и комфортным для жизни.
Тюмени повезло, что два известных урбаниста бесплатно проконсультировали о существующих и надвигающихся проблемах для горожан. Именно урбанистов привлекают в качестве консультантов, чтобы выявить проблемы города, района, улицы, отдельного проекта и даже двора. За счёт всестороннего анализа урбанисты распознают все проблемы места, их закономерности, и на основании уже этой работы готовятся концепции, которые в последующем прорабатываются и реализуются уже конкретными специалистами: архитекторами, ландшафтными дизайнерами, социологами, транспортниками.

«Тюмень стала лучше, чем 20 лет назад»

Начнем с хорошего. Специалисты по развитию городской среды, удобной для всех горожан, отметили ряд успешных решений, правда, они скорее точечные и локальные, но при грамотном управлении могут стать пунктом отправления для всеобщего внедрения.
Илья Варламов, журналист, урбанист, блогер
Тюмени есть чем гордиться. Это деревянная архитектура. К сожалению, все эти нарядные деревянные дома стоят среди убогих пластиково-кирпичных коробок из 90-х. Представляете, что было бы, если б Тюмени удалось сохранить деревянный центр?! Была непрерывная, цельная историческая ткань! Без пятиэтажек, торговых центров и офисов класса Б+. Со всего мира сюда приезжали бы люди любоваться красотой. В целом Тюмень – очень интересный город. Если городские власти начнут привлекать хороших специалистов, то он будет одним из лучших если не в мире, то по крайней мере в России.
Аркадий Гершман, урбанист, блогер
Крайне редко бывают ситуации, когда в городе нет ничего хорошего. Тюмень тут не выбивается из правил и тоже может похвастаться некоторыми вещам. Да, там нет чего-то идеального, что хочется сразу взять и начать масштабировать на все остальные города, но есть правильные и простые детали, которые помогают сделать город дружелюбнее.
Приятное-транспортное - в Тюмени появилась платная парковка, хороший и важный шаг. Хотя организована она настолько локально, что эффект от её ввода минимален, как мне кажется (посчитаем это за экспертное мнение).

Тюмень позаимствовала у Москвы дизайн адресной навигации, от шрифта до самого короба. Плохо, что решили не париться и сделать именно так (всё же это важная городская деталь, плюс промышленный дизайн московских элементов слабоват), хорошо, что в принципе стали делать в едином стиле, а то до этого был зоопарк.

Недавно в Тюмени сдали пешеходную набережную, чиновники и жители ею гордятся. Начнём с хорошего - круто, что её сделали. Плохо то, что набережная сделана в слиянии стиля дорохо-бохато и bird shit. Это просто огромное каменное пространство. У архитекторов явно было задание сделать красивое место для открыток, но никого не волновало, что люди будут там делать. К счастью, многое можно исправить каким-то мобильными выставками, павильонами (архитектурными, а не как сейчас) и в целом тактическим урбанизмом. Даже спуск к воде можно сделать (да, сейчас у набережной нет контакта с водой!). Главное, чтобы тут всё не развалилось.

Есть жирный плюс уже сейчас: в Тюмени практически нет пыли и грязи.
Теперь к застройке. Есть одна компания (имя называть не буду, а то подумаете, что реклама всё это) (хотя вы всё равно так подумаете), которая стала прислушиваться к архитекторам и маркетологам, в результате чего появилось несколько весьма интересных проектов. Это микрорайон, из которого удалось выжать, по-моему, максимум. Во-первых, тут интересные решения по домам, никакого космоса, но глазу приятнее. Плюс тут вспомнили, что ни одной парковкой живут люди, что нужны общественные пространства.

Вот вроде бы ничего капитального, просто внимание к деталям и элементарная забота о жильцах и конкурентных преимуществах, а как сразу дома по-другому воспринимаются! Хотя стоит понимать, что всё это улучшает жизнь, но не решают проблему микрорайонов как таковых. Можно, условно, довести неправильную идею до минимального вреда, но этот вред всегда останется.
В Тюмени есть не только отвратительные районы, которые нужно просто взять и снести, но и вполне жизнеспособные проекты и решения, которые можно и нужно перенимать. Велокомнаты, оформление домов и пространств, правильная этажность и другие перечисленные выше приёмы - всё это очень круто и полезно. Но обидно, что они не пересекаются в рамках одного проекта, каждая компания смогла сделать что-то одно.

Кстати, на месте чиновников я бы подумал над тем, чтобы привлекать к проектированию общественных пространств города специалистов застройщика первых объектов, авось вытянут город.

«Тюмень – несправедливый город»

Самой большой проблемой для успешного развития Тюмени оба урбаниста считают тотальную автомобилизацию: город обслуживает автотранспорт, а не пешеходов. При наличии отличных дорог, считают оба урбаниста, появляется желание купить машину, но никак не прогуляться по городу пешком, карабкаясь по воздушным переходам.
Илья Варламов: Тюмень развивается как город, удобный для автомобиля. Общественный транспорт развит слабо, и пользоваться им неудобно.

И вот в Тюмени строят широченные магистрали... Точнее, не строят, а пытаются изъять из улично-дорожной сети местные улицы и переделать их в магистрали. Я много писал про ужасно вредный для города проект реконструкции улицы Мельникайте. Сейчас его реализуют. Эту улицу планируют расширить и превратить в бессветофорное шоссе, а пешеходов загнать в подземные и надземные переходы. С каждым подобным проектом Тюмень становится хуже. Почему?

Во-первых, подобные проекты провоцируют автомобилизацию. Жители видят, что в городе строятся дороги, которые невозможно перейти, что появляются развязки и эстакады, что расширяются улицы и вырубаются деревья. Люди всё это видят и понимают, что надо покупать машину. При первой возможности надо купить машину, потому что другого способа передвигаться по городу с комфортом просто нет.
Сегодня строительство развязок под окнами домов кажется выходом, решением проблемы пробок, но через несколько лет они всё равно забьются машинами. И что вы будете делать тогда?
Во-вторых, все подобные проекты делают город несправедливым. К сожалению, большинству жителей автомобиль всё равно недоступен, сколько ты дорог ни строй. А если мы представим, что каждый житель будет передвигаться на личном автомобиле, то никаких дорог не хватит. Сегодня в Тюмени около 25% жителей используют личный автомобиль для регулярных поездок. Выгляните на улицу и представьте, что машин станет в 4 раза больше, что каждый тюменец будет за рулём. Ад! Такого, конечно, не произойдёт. Поэтому большинство населения оказывается в ущемлённом положении. Это самые слабые и незащищённые люди – малообеспеченные, дети, пенсионеры. Они не могут гулять по городу, они не могут перейти дорогу, каждая поездка – это боль и унижение. Тюмень идёт именно таким путём.

Город неудобный. Город опасный. Переходов мало, так что люди перебегают многополосные шоссе, рискуя попасть под колёса автомобиля. Если вы думаете, что подобное строительство как-то спасает от пробок, то вы ошибаетесь: пробки в Тюмени есть, и дальше будет только хуже.
Тюмени, как и любому современному городу, нужно правильно выставить приоритеты. Город должен быть удобным в первую очередь для пешехода. Должен развиваться общественный транспорт – не дизельные автобусы, а современный экологичный электротранспорт. Город должен стимулировать людей отказывать от автомобиля, а не покупать его.
«Архитектура – очень странная, мягко говоря»

Урбанисты внимательно изучили центр города и новые микрорайоны. Оба специалиста пришли к выводу, что застройка в городе «рыхлая, случайная». Все, что построено за последние 30 лет можно смело сносить. Аркадий Гершман предлагает уже сейчас запасаться тюменцам бульдозерами.
Всегда было интересно, почему с тем баблом, что есть у людей, они не приглашают нормальных архитекторов? Почему, когда человек заболевает, он старается найти хорошего врача, а когда ему надо строить дом, он считает, что сам может нарисовать проект?
Илья Варламов, урбанист, журналист, блогер
Аркадий Гершман: В 20 же веке человечество решило пересмотреть город как место жительства: появилась микрорайонная застройка, а улицы стали переделывать под машины. Благо, за каких-то 50-70 лет все города встали на грабли и отвернулись от светлого нового будущего, потому что для людей в этом будущем места не было.
Но, как вы понимаете, в Тюмени всё пошло особым путём, где, такое чувство, было решено сломать грабли о голову и выйти победителем в схватке, но без головы.
Аркадий Гершман, урбанист, блогер
Комплексной исторической застройки практически не осталось. Центр представляет собой смесь из старого и безвкусицы нового, в этом веке про архитектуру тут не слышали.

Но если в центре строят просто ужасно внешне, то в остальной Тюмени строят гетто. Просто 27 одинаковых 17-этажных свечек в асфальтовом поле. Сможет ли в таком месте жить человек и развиваться? Нет, тут можно ночевать и деградировать. Если террористы убивают людей сразу, то такая застройка убивает людей постепенно. Хочется ли выходить за пределы квартиры в таком месте? Хочется ли проводить время на улице или заводить новые социальные связи? Нет, хочется купить дверь потолще и парковаться перед подъездом, чтобы не видеть этого ада. Не мудрено, что товар первой необходимости здесь, по мнению рынка, спиртное.
Опыт показал, что микрорайоны неудачны и опасны для городов: люди ведут себя маргинально, когда всё общее)=без хозяина), не формируются улицы как общественное пространство (потому что нет части улицы в виде фасада) и так далее. Более того, с точки зрения затрат, в рыночной экономике очень дорого и сложно управлять ничейной территорией, её ведь и не размежуешь нормально. Не зря ООН-Хабитат (программа устойчивого развития городских поселений) не рекомендует застраивать новые районы по типу микрорайонов, предлагая старые-добрые кварталы.
Но в Тюмени не только не знают про негативный опыт, но роют себе "подарок" в виде социального взрыва, который будет из-за муравейников. Даже если поработать над внешним видом и маркетингом, то такое жильё всё равно будет порождать неполноценное общества.
Аркадий Гершман, урбанист, блогер
Опыт показал, что микрорайоны неудачны и опасны для городов: люди ведут себя маргинально, когда всё общее)=без хозяина), не формируются улицы как общественное пространство (потому что нет части улицы в виде фасада) и так далее. Более того, с точки зрения затрат, в рыночной экономике очень дорого и сложно управлять ничейной территорией, её ведь и не размежуешь нормально. Не зря ООН-Хабитат (программа устойчивого развития городских поселений) не рекомендует застраивать новые районы по типу микрорайонов, предлагая старые-добрые кварталы.
Не зря зарубежные специалисты часто говорят, что в России не строят города и районы, у нас берут поля и небрежно раскидывают дома, чтобы всё было по нормативам, но не для жизни...
Урбанисты Гершман и Варламов также отметили отсутствие зеленых насаждений в городе и новых микрорайонах. Отдельное внимание уделили чрезмерной привязанности городских властей к заборам и оградам, которые, зачастую, не нужны, но ломают пространство и мешают пешеходам. Впрочем, сами тюменцы отгораживаются друг от друга заборами и закрытыми дворовыми территориями. Центр притяжения Тюмени - набережная - тоже стала поводом для критики.

"Очень показательный пример: вы не встретите там детских площадок. Там нечего делать малышам. Там нечего делать взрослым. Каждый сам пытается себя чем-то занять", - написал у себя Илья Варламов и тут же предложил несколько готовых решений для тюменской набережной.

Урбанисты не боятся быть не понятными тюменцами и нарваться на негодование, потому что без конструктивной критики город не станет лучше.
Тюмени нужно очень постараться для того, чтобы стать справедливым городом. А что такое "справедливый город"? Это город, удобный для всех. Важно, чтобы городом могли с комфортом пользоваться пожилые люди, дети и подростки, маломобильные граждане, малообеспеченные. В справедливом городе не должно быть подземных и надземных переходов, которые превращают любую улицу в полосу препятствий. В справедливом городе не должно быть маршруток, которые недоступны для пассажиров в инвалидном кресле, с детской коляской или с велосипедом, а зачастую ещё и не обслуживают льготников. В справедливом городе есть много общественных пространств, где все люди вне зависимости от их достатка и социального положения должны иметь право на комфортный отдых.

Рубрики: Тюмень. Метки: , , , , , .


Рейтинг новости:

708
Просмотры:
9
Поделились:
5 Итого:
Ваша оценка:
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars

Комментарии

  1. Михаил:

    Хорошая статья. Удивительно что её ещё не заспамили гневными отзывами в адрес блогеров.

    • Инесса:

      Блогеры…. ) Они мне напомнили зайца, который любил давать советы. Был такой старенький мультик. Вот-вот вот. ))

  2. Ромес:

    Улицы переходить можно спокойно по светафору, автобусы ходят нормально. НЕ увидели узких мест для пешеходов на центральной улице, горящего бесполезно утром света.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.


Наверх ↑

ЯМАЛPRO
ЮГРАPRO