Сколько стоят новости или вся правда про картели
Опубликовано: 17 декабря 2018, 8:42 | Служба новостей ТюменьPRO
текст: виктор нестерук
Сколько стоят новости или вся
правда про картели
правда про картели
В апреле 2018 года президент Владимир Путин выступая на заседании Госсовета, посвященном развитию конкуренции, заявил, что «в российской экономике наблюдается процесс "картелизации" наиболее конкурентных областей». Глава государства также отметил, что в результате сложившейся ситуации "ущерб для экономики страны колоссальный, мы его просто не ощущаем". Ранее «ТюменьPRO» писало о закупках у единственного поставщика, в результате которых не только не происходит экономии бюджетных средств, но и не редко оплачиваются услуги по завышенным ценам. Сегодня речь пойдет о картельных сговорах, в результате которых причиняется наибольший ущерб российской экономике. Картели будут рассмотрены в закупках на производство телевизионных передач и новостей на тюменских каналах.
В качестве наглядного пособия при подготовке статьи редакцией использовалась книга проекта ОНФ «За честные закупки», посвященная «серым схемам» в государственных закупках. Осенью этого года ОНФ выпустило уже пятое издание под названием «Серая книга 2. Картели», подготовленную совместно с Федеральной антимонопольной службой. В книге доступным языком, «без воды» рассказывается о том, как выявить признаки антиконкурентных соглашений. Предметом исследований автора стали закупки на освещение деятельности органов государственной власти на телеканалах Тюменской области с 2014 по декабрь 2018 года.
В качестве заказчика данных услуг выступает Департамент по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области (ранее – департамент по информационной политике). Кроме того, одновременно с департаментом, закупки на указанный вид услуг проводили его дочерние структуры: ГАУ ТО «Информационно-аналитический центр», а после его ликвидации – ГАУ ТО ТРИА «ТюменьМедиа». Разницы в том, кто проводил закупки нет почти никакой – департамент это делает по Федеральному закону № 44-ФЗ, его дочерние автономные учреждения – по закону № 223-ФЗ. Тематика передач, выпускаемых в эфир за бюджетные средства, в данном случае не важна. Главным является предмет закупки - 1 минута эфирного времени.
Общая информация
Всего с 2014 по декабрь 2018 года департаментом совместно с дочерними учреждениями было заключено около 160 контрактов с телекомпаниями на общую сумму примерно 650 млн рублей. Из них большая часть – 402 млн. руб. приходится на АНО "Телерадиокомпания "Тюменское время" и 110 млн. руб. – на тюменский филиал ВГТРК «Регион – Тюмень». Остальные телекомпании не заработали и 10 млн. рублей. Под графой «Прочие» объединены 9 организаций, с которыми заключено от 1 до 3 контрактов на общую сумму 8,5 млн. рублей. При подсчете не учитывались закупки на освещение отдельных культурно-массовых мероприятий и фестивалей.
Общая информация
Всего с 2014 по декабрь 2018 года департаментом совместно с дочерними учреждениями было заключено около 160 контрактов с телекомпаниями на общую сумму примерно 650 млн рублей. Из них большая часть – 402 млн. руб. приходится на АНО "Телерадиокомпания "Тюменское время" и 110 млн. руб. – на тюменский филиал ВГТРК «Регион – Тюмень». Остальные телекомпании не заработали и 10 млн. рублей. Под графой «Прочие» объединены 9 организаций, с которыми заключено от 1 до 3 контрактов на общую сумму 8,5 млн. рублей. При подсчете не учитывались закупки на освещение отдельных культурно-массовых мероприятий и фестивалей.
Дьявол кроется в мелочах
Чтобы провести торги, заказчик должен определить начальную максимальную цену контракта (НМЦК). Для этого он собирает не менее 3-х ценовых (коммерческих) предложений от потенциальных участников аукциона и на их основании выводит среднюю цену.
Для примера разберем электронный аукцион, объявленный департаментом 27 августа 2018г. Согласно технического задания исполнитель должен оказать услуги по производству и размещению в эфире телеканала, распространяемого на территории Тюменской области, информационных сюжетов, освещающих вопросы социально-экономического развития Тюменской области и наиболее значимые события в регионе. Общий объем – 1 200 минут.
Согласно приложению № 3 к документации об электронном аукционе свои ценовые предложения подали 3 участника со стоимостью 1 мин. эфирного времени 8 000 руб. Таким образом, общая стоимость контракта составила 9,6 млн. руб. Вот только когда дошло до аукциона, на него почему-то заявился всего один участник. По закону торги в таком случае признаются несостоявшимися и контракт заключается с единственным участником по начальной максимальной цене. Таким участником в этот раз оказалась ГТРК «Регион-Тюмень».
Чтобы провести торги, заказчик должен определить начальную максимальную цену контракта (НМЦК). Для этого он собирает не менее 3-х ценовых (коммерческих) предложений от потенциальных участников аукциона и на их основании выводит среднюю цену.
Для примера разберем электронный аукцион, объявленный департаментом 27 августа 2018г. Согласно технического задания исполнитель должен оказать услуги по производству и размещению в эфире телеканала, распространяемого на территории Тюменской области, информационных сюжетов, освещающих вопросы социально-экономического развития Тюменской области и наиболее значимые события в регионе. Общий объем – 1 200 минут.
Согласно приложению № 3 к документации об электронном аукционе свои ценовые предложения подали 3 участника со стоимостью 1 мин. эфирного времени 8 000 руб. Таким образом, общая стоимость контракта составила 9,6 млн. руб. Вот только когда дошло до аукциона, на него почему-то заявился всего один участник. По закону торги в таком случае признаются несостоявшимися и контракт заключается с единственным участником по начальной максимальной цене. Таким участником в этот раз оказалась ГТРК «Регион-Тюмень».
На предыдущие 10 аукционов, также было подано по 3 ценовых предложения, но уже по 10 000 руб. На них тоже почему-то заявился всего один участник – "ТРК "Тюменское время", с которым и были заключены контракты по максимальной цене. А потом снова ГТРК «Регион-Тюмень», а потом – "ТРК "Тюменское время" и так далее по очереди. При этом в департамент всегда поступало по 3 ценовых предложения. Периодически бюджетные крохи перепадали ишимской и тобольской телекомпаниям, а также организациям, вообще не известным как телерадиокомпании.
Всего департаментом по такой схеме было проведено около 70 аукционов на общую сумму более 471 млн. руб., из них которых больше всех получили ТРК «Тюменское время» -более 390 млн. рублей и ГТРК «Регион-Тюмень» - 55,5 млн. руб.
Всего департаментом по такой схеме было проведено около 70 аукционов на общую сумму более 471 млн. руб., из них которых больше всех получили ТРК «Тюменское время» -более 390 млн. рублей и ГТРК «Регион-Тюмень» - 55,5 млн. руб.
Аналогичная ситуация складывается и при закупках, проводимых «ТюменьМедиа». Только вместо электронных аукционов «ТюменьМедиа» проводит запросы котировок. В остальном – все то же самое: когда проводилось обоснование начальной цены, везде присутствовало по 3 ценовых предложения. Затем договор заключается с единственным участником закупки по максимальной цене. Очень часто обоснование цены вообще не производилось.
Всего с ноября 2016г. по ноябрь 2018г «ТюменьМедиа» провело 30 закупок на оказание услуг по производству и размещению телепередач (видеоматериалов) на общую сумму около 96 млн. руб. При этом, только 23 ноября 2017 в один день проведено 5 запросов котировок на общую сумму 16,3 млн. руб., а 10 ноября 2016г. – 6 запросов котировок на общую сумму 16,2 млн руб.
Всего с ноября 2016г. по ноябрь 2018г «ТюменьМедиа» провело 30 закупок на оказание услуг по производству и размещению телепередач (видеоматериалов) на общую сумму около 96 млн. руб. При этом, только 23 ноября 2017 в один день проведено 5 запросов котировок на общую сумму 16,3 млн. руб., а 10 ноября 2016г. – 6 запросов котировок на общую сумму 16,2 млн руб.
ГАУ ТО "Информационно-аналитический центр" с января 2014г. до ликвидации в марте 2016г. провело около 65 закупок на оказание услуг в области телевидения. Из них только 1 в форме открытого аукциона, остальные – в форме запроса котировок или запроса предложений цен на общую сумму около 165 млн. руб. Здесь также львиная доля контрактов досталась ГТРК «Регион-Тюмень» (40,7 млн. руб.) и "ТРК "Тюменское время" (82,5 млн. руб.). Естественно, все договоры с телекомпаниями здесь заключались тоже как с единственными участниками закупок.
Таким образом, если руководствоваться «серой книгой», в многолетней деятельности указанных телекомпаний проглядываются все признаки картельного сговора между двумя телекомпаниями – ГТРК «Регион-Тюмень» и "ТРК "Тюменское время". Обратимся к «серой книге» и закону «О защите конкуренции».
Картель – это соглашения между участниками товарного рынка, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен на торгах.
Сначала несколько компаний, подают одинаковые ценовые предложения заказчику, который на их основании выводит начальную цену контракта. Затем на аукцион заявляется только одна фирма, которая и забирает договор по максимальной цене. В следующий раз (разы) за договором идет другой. Задача каждого – не подавать ценовое предложение ниже установленного, чтобы не «ломать» цену на услугу. В данном случае – стоимость 1 мин. эфирного времени.
Картель – это соглашения между участниками товарного рынка, которые приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен на торгах.
Сначала несколько компаний, подают одинаковые ценовые предложения заказчику, который на их основании выводит начальную цену контракта. Затем на аукцион заявляется только одна фирма, которая и забирает договор по максимальной цене. В следующий раз (разы) за договором идет другой. Задача каждого – не подавать ценовое предложение ниже установленного, чтобы не «ломать» цену на услугу. В данном случае – стоимость 1 мин. эфирного времени.
Как пояснил редакции специалист в области телерадиовещания, пожелавший остаться неизвестным, стоимость 1 мин. эфирного времени на ГТРК «Регион-Тюмень» и "ТРК "Тюменское время" физически не может быть одинаковой. У этих организаций разные формы собственности, разные материальные базы, разное количество сотрудников. И самое главное, ГТРК «Регион-Тюмень» вещает на собственной частоте, а ТРК "Тюменское время" платит за аренду частоты немалые деньги. Редакция «ТюменьPRO» направила в адрес этих компаний запрос, с просьбой указать: из каких составляющих формируется стоимость 1 мин. эфирного времени при участии в торгах. В установленный законом о СМИ ответы в редакцию не поступили.
Несмотря на кажущуюся множественность участников в торгах между тюменскими компаниями, имеет место «картель на двоих», т.к. количество контрактов остальных участников стремится к 1%. В «серой книге» эта схема прописана под названием «Вальс» и «Максимум».
Несмотря на кажущуюся множественность участников в торгах между тюменскими компаниями, имеет место «картель на двоих», т.к. количество контрактов остальных участников стремится к 1%. В «серой книге» эта схема прописана под названием «Вальс» и «Максимум».
Состав "вальсирующих"
С ГТРК «Регион-Тюмень» все понятно – это филиал ВГТРК, который есть в каждом регионе России. А вот со вторым участником все намного интереснее.
Учредителями учредителей ТРК "Тюменское время" являются:
1) ГУП Тюменской области "Тюменский Региональный Телекоммуникационный Центр" (ТРТЦ) - 33,3% доли. Директором "ТРТЦ" на момент описываемых закупок являлся Душин Андрей Николаевич, занимавший пост заместителя директора департамента информационной политики, а позже - руководителя управления телекоммуникаций и связи.
2) ЗАО "Тюменское Региональное Телевидение и Радио" (ТРТР) - 33,3% доли, также принимавшее участие в описываемых торгах как единственный участник.
3) ОАО "ТТТ "23-Канал" - 33,3% доли.
В компаниях ЗАО «Студия ТРТР», ОАО "ТТТ "23-канал", а также ООО "ТРК "Тобольское время", функции управляющей компании выполняет ЗАО "Информационное Агентство «Сибинформбюро», также принимавшее участие в закупках как единственный участник. Единственным владельцем ЗАО "ИА "Сибинформбюро" является знакомое уже «ТРТЦ», которое в свою очередь принадлежит Департаменту имущественных отношений Тюменской области.
"ИА "Сибинформбюро", «Студия ТРТР», ТРК "Тюменское время" и "ТТТ "23-канал" находятся по одному адресу: г. Тюмень, проезд Геологоразведчиков, 28А и одно время даже имели одного руководителя – Налобина Олега Сергеевича.
ТРК "Тюменское время" само является учредителем двух телекомпаний: ООО "Ишимское время" (100% долей) и ООО "ТРК "Тобольское время" (51% долей), также принимавшие участие в закупках как единственные участники.
С ГТРК «Регион-Тюмень» все понятно – это филиал ВГТРК, который есть в каждом регионе России. А вот со вторым участником все намного интереснее.
Учредителями учредителей ТРК "Тюменское время" являются:
1) ГУП Тюменской области "Тюменский Региональный Телекоммуникационный Центр" (ТРТЦ) - 33,3% доли. Директором "ТРТЦ" на момент описываемых закупок являлся Душин Андрей Николаевич, занимавший пост заместителя директора департамента информационной политики, а позже - руководителя управления телекоммуникаций и связи.
2) ЗАО "Тюменское Региональное Телевидение и Радио" (ТРТР) - 33,3% доли, также принимавшее участие в описываемых торгах как единственный участник.
3) ОАО "ТТТ "23-Канал" - 33,3% доли.
В компаниях ЗАО «Студия ТРТР», ОАО "ТТТ "23-канал", а также ООО "ТРК "Тобольское время", функции управляющей компании выполняет ЗАО "Информационное Агентство «Сибинформбюро», также принимавшее участие в закупках как единственный участник. Единственным владельцем ЗАО "ИА "Сибинформбюро" является знакомое уже «ТРТЦ», которое в свою очередь принадлежит Департаменту имущественных отношений Тюменской области.
"ИА "Сибинформбюро", «Студия ТРТР», ТРК "Тюменское время" и "ТТТ "23-канал" находятся по одному адресу: г. Тюмень, проезд Геологоразведчиков, 28А и одно время даже имели одного руководителя – Налобина Олега Сергеевича.
ТРК "Тюменское время" само является учредителем двух телекомпаний: ООО "Ишимское время" (100% долей) и ООО "ТРК "Тобольское время" (51% долей), также принимавшие участие в закупках как единственные участники.
Все признаки налицо
Согласно «серой книге» картель имеет четыре главных признака, которые мы выше рассмотрели:
1) минимальное снижение цены – у нас полное отсутствие снижения;
2) чередование победителей – у нас схема «Вальс»;
3) общие иторические связи – у ТРК «Тюменское время» и горизонтальные, и вертикальные;
4) систематический отказ от конкуренции одной из компаний – у нас на протяжении всего времени проведения торгов с 2014 по 2018гг.
Не решенным остается главный вопрос: действовали участники картеля с ведома департамента по информационной политике, или без него? Если ответ утвердительный, то действия департамента подпадают под действие п.1 ч.1 ст.17 закона «О защите конкуренции» - координация заказчиками торгов деятельности их участников, а также заключение соглашений между заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью или могут привести к ограничению конкуренции или созданию преимущественных условий для каких-либо участников.
Как указано в «серой книге» одним из ущербов от картеля является завышение стоимости товаров, работ, услуг. При наличии картеля в любой сфере, компании хотят извлечь максимум прибыли, в связи с этим они не снижают цену в ходе торгов (не более 0,5-1% от НМЦК). Это приводит не только к отсутствию экономии бюджетных средств, но и к установлению завышенных цен на торгах. Последний такой картель был выявлен тюменским УФАС в сфере дорожного строительства в октябре 2018г..
Согласно «серой книге» картель имеет четыре главных признака, которые мы выше рассмотрели:
1) минимальное снижение цены – у нас полное отсутствие снижения;
2) чередование победителей – у нас схема «Вальс»;
3) общие иторические связи – у ТРК «Тюменское время» и горизонтальные, и вертикальные;
4) систематический отказ от конкуренции одной из компаний – у нас на протяжении всего времени проведения торгов с 2014 по 2018гг.
Не решенным остается главный вопрос: действовали участники картеля с ведома департамента по информационной политике, или без него? Если ответ утвердительный, то действия департамента подпадают под действие п.1 ч.1 ст.17 закона «О защите конкуренции» - координация заказчиками торгов деятельности их участников, а также заключение соглашений между заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью или могут привести к ограничению конкуренции или созданию преимущественных условий для каких-либо участников.
Как указано в «серой книге» одним из ущербов от картеля является завышение стоимости товаров, работ, услуг. При наличии картеля в любой сфере, компании хотят извлечь максимум прибыли, в связи с этим они не снижают цену в ходе торгов (не более 0,5-1% от НМЦК). Это приводит не только к отсутствию экономии бюджетных средств, но и к установлению завышенных цен на торгах. Последний такой картель был выявлен тюменским УФАС в сфере дорожного строительства в октябре 2018г..
Вместо послесловия
На сайте Департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области размещена информация о получении субсидий из областного бюджета на «частичное возмещение фактических затрат, связанных с производством телеканалов». Согласно данной информации, кроме оплаты по государственным контрактам, в период 2015-2018гг. из областного бюджета получили субсидии следующие телекомпании, являющиеся единственными участниками закупок:
1. АНО "Телерадиокомпания "Тюменское время" – 185, млн. руб.
2. ЗАО "Информационное агентство "Сибинформбюро" – 30,6 млн. руб.
3. ЗАО "Тюменское региональное телевидение и радио" – 10,3 млн. руб.
«ТюменьPRO» продолжает следить за развитием событий.
В материале использованы скриншоты с телеканалов ГТРК "Регион-Тюмень" и ТРК "Тюменское время", а также «Серая книга 2. Картели» проекта ОНФ "За честные закупки".
На сайте Департамента по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области размещена информация о получении субсидий из областного бюджета на «частичное возмещение фактических затрат, связанных с производством телеканалов». Согласно данной информации, кроме оплаты по государственным контрактам, в период 2015-2018гг. из областного бюджета получили субсидии следующие телекомпании, являющиеся единственными участниками закупок:
1. АНО "Телерадиокомпания "Тюменское время" – 185, млн. руб.
2. ЗАО "Информационное агентство "Сибинформбюро" – 30,6 млн. руб.
3. ЗАО "Тюменское региональное телевидение и радио" – 10,3 млн. руб.
«ТюменьPRO» продолжает следить за развитием событий.
В материале использованы скриншоты с телеканалов ГТРК "Регион-Тюмень" и ТРК "Тюменское время", а также «Серая книга 2. Картели» проекта ОНФ "За честные закупки".
Комментарии
Добавить комментарий
Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.
Явно признаки незаконного обогащения! За счет лояльности! … а что Тюменские УФАС и прокуратура?
Леха, Леха…
Вам ли не знать где Тюменская прокуратура с Владимировым и Биктимеровым и братьями Новопашными ?
Они сидеть давно должны пожизненно или к высшей мере как в Китае.
Одна часть государства — департамент, отдал деньги другой части государства — государственным СМИ!
В чем «шухер» то!?
Ладно бы если бюджетные деньги «ввалили» в свою ООО шку с учерилителями и счётами на Кипре, я бы понимал, а так не понятно из-за чего весь «кипишь»…
ФАС не любит такие вваливания.
кроме этого «картеля» же нет других производителей? это лишь говорит о том, что конкурировать и снижать цену продукции не хотят. и что делать? только уголовное преследование лиц, принимающих решения, может решить проблему
сажать и еще раз сажать…всех
Многолетний спрут во главе с вице губернатором и первым замом. Все уже давно понимают, что не будет позитивного развития территории пока не будет перемен на ключевых постах. Белявский же является ставленником и исполнителем, но он усугубил ситуацию своей безграмотностью . Естественно, что привлечь белявскому у УК не изменит ситуации, нужны кардинальные шаги. Этот вопрос к губернатору, кураторам из Москвы и силовым структурам.
Ну да! СУ СКР по Тюменской области! Это их ст. 178 УК РФ
Теперь понятно почему Омельчук с Налобиным вылизывали Новопашина.
Говорят, что все ток-шоу на региональных телеканалах делятся на: чмок-шоу, чпок-шоу и чмо-шоу.Интересно в каком процентном соотношении?
В Тюмени на телевидении нет ни одного ток-шоу (как-то не прижился здесь этот формат), так что вопрос неактуален.
да потому что у нас в принципе нет здоровой конкуренции среди местных ТВ-каналов. Их всего два! О какой конкуренции может идти речь!
Точна! Так они не только отказывались конкурировать, но и цены за 1 минуту задирали.
Белявский это худшее, что можно было придумать для тюменских СМИ и молодежи!!! Если бы вы знали, что сейчас твориться на сибе! Ужас! Полный развал ТВ.
мдя… то то на вашей гтрк нет программ на темы закона и порядка.
Кто ж виноват, что на нашем так называемом медиа-рынке нет больше компаний, которые способны выполнить госзаказ. А кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Кто может это выполнить, тот и получает деньги, при чем тут сговор и картели?!