Соглашение о сотрудничестве или картельный сговор? Как в Тюменской области информатизацию медицины внедряли
Опубликовано: 18 июля 2019, 9:00 | Служба новостей ТюменьPRO
текст: виктор нестерук
Соглашение о сотрудничестве или
картельный сговор?
Как в Тюменской области информатизацию медицины внедряли
картельный сговор?
Как в Тюменской области информатизацию медицины внедряли
Последнее время очень модно говорить про «цифровую экономику». Особенно актуальным это стало после подписания Президентом РФ Владимиром Путиным майского указа, в котором кроме прочего, установлено развитие национального проекта по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Вот только с внедрением этих технологий проблемы. Так еще в 2013 году директор и его заместитель АНО «МИАЦ» были осуждены за махинации при закупке региональной информационной системы здравоохранения. В 2018 году УФАС по Тюменской области по заявлению тюменского ОНФ признало картельным сговором поведение нескольких участников закупок, проводимых департаментом информатизации. Теперь у активистов проекта «За честные закупки» появились вопросы к закупкам, проводимым ГКУ ТО «Центр информационных технологий Тюменской области» (ЦИТТО).
В июне 2016 года в рамках Петербургского международного экономического форума, между губернатором Тюменской области Владимиром Якушевым и директором фирмы «1С» Борисом Нуралиевым был подписан меморандум о сотрудничестве. Электронный журнал «Управление предприятием» в ноябре 2018 года так писал про это событие – «После тщательного сравнения и отбора, занявших около полутора лет, выбор специалистов Тюменской области остановился на решениях фирмы «1С»: платформе «1С:Предприятие 8» и линейке решений «1С:Медицина» - отметил директор ЦИТТО Артур Усманов.
Как именно тюменские специалисты сравнивали и отбирали программные продукты целых полтора года Артур Усманов не рассказал. Не удалось редакции найти и текст меморандума о сотрудничестве, чтобы понять какой интерес он представляет для медицинских учреждений и бюджета Тюменской области. Зато активисты проекта «За честные закупки» тюменского отделения ОНФ нашли тот самый «пилотный проект», послуживший толчком для подписания меморандума и всех последующих событий, очень похожих на «вертикальное» картельное соглашение.
Как именно тюменские специалисты сравнивали и отбирали программные продукты целых полтора года Артур Усманов не рассказал. Не удалось редакции найти и текст меморандума о сотрудничестве, чтобы понять какой интерес он представляет для медицинских учреждений и бюджета Тюменской области. Зато активисты проекта «За честные закупки» тюменского отделения ОНФ нашли тот самый «пилотный проект», послуживший толчком для подписания меморандума и всех последующих событий, очень похожих на «вертикальное» картельное соглашение.
Судя по презентации самой компании "1С", по колличеству внедрений медицинских систем, он занимает далеко не первое место.
В октябре 2015г., ЦИТТО объявляет открытый конкурс на оказание услуг по развитию Информационной системы управления ресурсами медицинских организаций Тюменской области стоимостью 24,6 млн руб. Это и был тот самый декларируемый пилотный проект по комплексной автоматизации деятельности Областной клинической больницы №1.
"На данном этапе было возможно рассмотрение конкурентных программных продуктов (СП.АРМ, Барс Груп, К-МИС и др.) имеющих большее число внедрений, сертификацию ФСТЭК и соответствующий функционал, с целью экономического обоснования стоимости внедрения, тиражирования и дальнейшего обслуживания. Но конкурсная документация содержала ограничение. Эквивалент ПО не устанавливался, аргументируя необходимостью сопровождения и развития ранее эксплуатируемой информационной системы, развернутой на платформе 1С" – комментирует пилотный проект активист проекта «За честные закупки» Артем Хасанов.
На конкурс заявилось всего два участника, офисы которых по странному совпадению находятся в соседних кабинетах одного здания в городе Тюмени. С понижением всего в 50 тыс руб победителем стало ООО «Тюмень-Софт», директором и единственным учредителем которого является Андрей Лозицкий.
"На данном этапе было возможно рассмотрение конкурентных программных продуктов (СП.АРМ, Барс Груп, К-МИС и др.) имеющих большее число внедрений, сертификацию ФСТЭК и соответствующий функционал, с целью экономического обоснования стоимости внедрения, тиражирования и дальнейшего обслуживания. Но конкурсная документация содержала ограничение. Эквивалент ПО не устанавливался, аргументируя необходимостью сопровождения и развития ранее эксплуатируемой информационной системы, развернутой на платформе 1С" – комментирует пилотный проект активист проекта «За честные закупки» Артем Хасанов.
На конкурс заявилось всего два участника, офисы которых по странному совпадению находятся в соседних кабинетах одного здания в городе Тюмени. С понижением всего в 50 тыс руб победителем стало ООО «Тюмень-Софт», директором и единственным учредителем которого является Андрей Лозицкий.
9 сентября 2016 года для выполнения проектов по региональной автоматизации компания «1С» регистрирует в Тюмени дочернее ООО «1С–Медицина–Регион» («1С–МР»), директором которого является знакомый уже Андрей Лозицкий. В свою очередь фирма «1С», подписавшая меморандум и являющаяся правообладателем ПО, принадлежит кипрскому офшору Компания "1С ЛИМИТЕД".
9 сентября 2016 года в день регистрации ООО «1С–МР», был объявлен первый открытый конкурс в рамках реализации подписанного меморандума о сотрудничестве на оказание услуг по тиражированию Информационной системы управления ресурсами медицинских организаций Тюменской области на сумму 37 162 400 руб. Отсутствие эквивалента в техническом задании ЦИТТО аргументировало тем, что уже эксплуатирует ПО «1С:Предприятие» (пилотный проект в ОКБ №1). Естественно, что кроме ООО «1С–МР» на торги никто не заявился. Открытый конкурс был признан несостоявшимся (как и многие последующие) и принято решение об осуществлении закупки у единственного поставщика.
Справка «ТюменьPRO»
В рамках реализации государственной программы постановлением правительства Тюменской области №490-П от 14.12.2018 утверждена программа «Развитие информатизации до 2020 года». На региональный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» только в 2019 году бюджетом предусмотрено финансирование в размере 227, 017 млн руб, а в 2020 году уже 633, 419 млн руб. Получателем бюджета определены: ГКУ ТО "ЦИТТО" и Департамент здравоохранения Тюменской области.
9 сентября 2016 года в день регистрации ООО «1С–МР», был объявлен первый открытый конкурс в рамках реализации подписанного меморандума о сотрудничестве на оказание услуг по тиражированию Информационной системы управления ресурсами медицинских организаций Тюменской области на сумму 37 162 400 руб. Отсутствие эквивалента в техническом задании ЦИТТО аргументировало тем, что уже эксплуатирует ПО «1С:Предприятие» (пилотный проект в ОКБ №1). Естественно, что кроме ООО «1С–МР» на торги никто не заявился. Открытый конкурс был признан несостоявшимся (как и многие последующие) и принято решение об осуществлении закупки у единственного поставщика.
Справка «ТюменьPRO»
В рамках реализации государственной программы постановлением правительства Тюменской области №490-П от 14.12.2018 утверждена программа «Развитие информатизации до 2020 года». На региональный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» только в 2019 году бюджетом предусмотрено финансирование в размере 227, 017 млн руб, а в 2020 году уже 633, 419 млн руб. Получателем бюджета определены: ГКУ ТО "ЦИТТО" и Департамент здравоохранения Тюменской области.
Очень интересно в октябре 2016г. проходил следующий открытый конкурс на оказание услуг по предоставлению права использования программного обеспечения (простая/неисключительная лицензия) для развития информационной системы управления ресурсами медицинских организаций Тюменской области на сумму 2 392 600 руб. ЦИТТО как и прежде обосновал закупку наличием в эксплуатации ПО «1С:Предприятие 8 КОРП. Из пяти направленных ценовых запросов, в ответ было получено три коммерческих предложения, в которых с точностью до рубля была указана одна сумма - 2 392 600 руб., которая и стала начальной (максимальной) ценой контракта. Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса, победителем было признано ООО «1С–МР», заявившее снижение цены всего на 0,5%!
В тоже время согласно официальному прайсу, опубликованному на сайте компании «1С», на закупаемое ПО были следующие цены:
В тоже время согласно официальному прайсу, опубликованному на сайте компании «1С», на закупаемое ПО были следующие цены:
Официальный прайс на продукцию "1С" на момент проведения открытого конкурса.
Таким образом, все три компании представили ценовые предложения на ПО в два раза выше рекомендованной. При этом ООО «1С–МР», являющееся постоянным партнером компании «1С», подписавшей меморандум о сотрудничестве, не сделало какой-либо существенной скидки заказчику.
Все дальнейшие торги проходили как под копирку. Только кроме продажи самих программных продуктов, которые поставлялись во все большее количество больниц, ЦИТТО начало закупать услуги по сопровождению и тиражированию программы. В результате ООО «1С–Медицина-Регион» за 2,5 года заключило 11 государственных контрактов на сумму 328 911 436 руб. Из 11 торгов только на 1 заявилось более 2-х участников, остальные торги были признаны несостоявшимися.
Все дальнейшие торги проходили как под копирку. Только кроме продажи самих программных продуктов, которые поставлялись во все большее количество больниц, ЦИТТО начало закупать услуги по сопровождению и тиражированию программы. В результате ООО «1С–Медицина-Регион» за 2,5 года заключило 11 государственных контрактов на сумму 328 911 436 руб. Из 11 торгов только на 1 заявилось более 2-х участников, остальные торги были признаны несостоявшимися.

Слайд из презентации фирмы "1С" - История успеха.
В презентации своего продукта в декабре 2017 года, компания представила опыт завоевания тюменского рынка как «Историю успеха». Однако, если посмотреть на эту историю с другой стороны, то можно вполне разглядеть т.н. вертикальное картельное соглашение, на которые установлен запрет в законе «О защите конкуренции».
Справка «ТюменьPRO»
«При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе заключение соглашений между организаторами торгов с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью или могут привести к ограничению конкуренции или созданию преимущественных условий для каких-либо участников.» (п.1 ч.1 ст.17 ФЗ «О защите конкуренции»)
Отношение антимонопольных органов к таким «соглашениям о сотрудничестве» не всегда благосклонное. Например, в мае текущего года УФАС Самарской области выявило в действиях правительства Самарской области, ООО "СМТ" признаки картельного сговора. Предметом разбирательства стал инвестиционный меморандум о сотрудничестве, заключенный между ними еще в 2014 году. По итогам рассмотрения данного дела Правительство Самарской области расторгло инвестиционный меморандум через суд.
В апреле УФАС по ХМАО-Югре провело проверку факта заключения соглашения о сотрудничестве между администрацией Сургута и АО «Газпром энергосбыт Тюмень» и вскрыла нарушения федерального законодательства при его заключении. При проверке положений соглашения о сотрудничестве антимонопольщики установили, что оно нарушает пункты 1 и 2 части 1 статьи 17 закона «О защите конкуренции». Итогом проверки УФАС стало требование разорвать заключенное соглашение.
Справка «ТюменьPRO»
«При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе заключение соглашений между организаторами торгов с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью или могут привести к ограничению конкуренции или созданию преимущественных условий для каких-либо участников.» (п.1 ч.1 ст.17 ФЗ «О защите конкуренции»)
Отношение антимонопольных органов к таким «соглашениям о сотрудничестве» не всегда благосклонное. Например, в мае текущего года УФАС Самарской области выявило в действиях правительства Самарской области, ООО "СМТ" признаки картельного сговора. Предметом разбирательства стал инвестиционный меморандум о сотрудничестве, заключенный между ними еще в 2014 году. По итогам рассмотрения данного дела Правительство Самарской области расторгло инвестиционный меморандум через суд.
В апреле УФАС по ХМАО-Югре провело проверку факта заключения соглашения о сотрудничестве между администрацией Сургута и АО «Газпром энергосбыт Тюмень» и вскрыла нарушения федерального законодательства при его заключении. При проверке положений соглашения о сотрудничестве антимонопольщики установили, что оно нарушает пункты 1 и 2 части 1 статьи 17 закона «О защите конкуренции». Итогом проверки УФАС стало требование разорвать заключенное соглашение.

Андрей Лозицкий (слева) и губернатор Тюменской областиАлександр Моор.
Редакция «ТюменьPRO» попросила прокомментировать директора ООО "1С - МР" Андрея Лозицкого ситуацию с развитием Информационной системы управления ресурсами медицинских организаций Тюменской области, направив ему следующие вопросы:
1) Где можно ознакомиться с меморандумом о сотрудничестве в полном объеме или хотя бы с основными его положениями?
2) Почему требуется постоянно проводить доработки ПО? Разве функционал типовых конфигураций группы программ "1С.Медицина" изначально разрабатывался без учета мнения профессионального сообщества?
3) Выгода компании "1С" и дочернего ООО «1С–Медицина–Регион» от реализации меморандума лежит на поверхности - это получение постоянных госзаказов и соответственно регулярной прибыли. А в чем выгода от реализации проекта для здравоохранения Тюменской области? Просмотрев ваши контракты, мы не увидели в них эксклюзивных ценовых предложений для государственного заказчика по сравнению с официальным прайсом фирмы 1С.
В ответ господин Лозицкий сообщил, что не намерен "уделять этому своё время и время других".
Фото: t-l.ru
Слайды из презентации: solutions.1c.ru/med
1) Где можно ознакомиться с меморандумом о сотрудничестве в полном объеме или хотя бы с основными его положениями?
2) Почему требуется постоянно проводить доработки ПО? Разве функционал типовых конфигураций группы программ "1С.Медицина" изначально разрабатывался без учета мнения профессионального сообщества?
3) Выгода компании "1С" и дочернего ООО «1С–Медицина–Регион» от реализации меморандума лежит на поверхности - это получение постоянных госзаказов и соответственно регулярной прибыли. А в чем выгода от реализации проекта для здравоохранения Тюменской области? Просмотрев ваши контракты, мы не увидели в них эксклюзивных ценовых предложений для государственного заказчика по сравнению с официальным прайсом фирмы 1С.
В ответ господин Лозицкий сообщил, что не намерен "уделять этому своё время и время других".
Фото: t-l.ru
Слайды из презентации: solutions.1c.ru/med
Комментарии
Добавить комментарий
Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.
Все такие соглашения, это чистейший картель. Почему власти делают преференции одной компании, а не другим, и может быть лучшими. Но только Тюменский УФАС по всей видимости в доле. Им это тоже интересно, когда чиновники нарушают закон 135-ФЗ. УФСБ и СКР нужно посмотреть, как 1С делились коммерческой прибылью с чиновниками и надзорниками. Такие признаки имеются.
«журналисты против коррупции» пишут заказные статейки, как мило. Все признаки проплаты налицо
А вот и комментарий Лозицкого!
Анонимка Alex ! Читайте ФЗ! Выглядите тупой девушкой!