Эдуард Исаков: «Мой мотопробег в Юбилейный год Победы-дань памяти великим подвигам кавказского народа»
Опубликовано: 17 августа 2020, 16:11 | Служба новостей ТюменьPRO

В Год памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Эдуард Владимирович Исаков проехал 2 300 километров за четыре дня по маршруту, где шли ожесточенные бои за Кубань и Кавказ. Сенатор почтил память и возложил цветы к могилам и памятникам воинов, подпольщиков и партизан, сражавшихся за свою Родину.
— Эдуард Владимирович, свой мотопробег «Победа в каждом из нас» вы начали из Сочи, традиционно попав вначале своего путешествия под дождь. Насколько тяжело было управлять мотоциклом на дорогах Краснодарского края в таких условиях?
— Пять лет назад, в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, состоялся Международный мотопробег «Победа в каждом из нас», в котором мы с товарищами проехали из города Ханты-Мансийска на мотоциклах 16 000 километров, посещая памятные места и отдавая честь воинам-победителям и труженикам тыла. Тогда мы объехали 38 городов, из которых 9 носят статус – «Городов-героев».
В последние годы в рамках моих рабочих поездок я часто встречался с молодёжью Кавказа, рассказывая им о своём мотопробеге. В беседах ребята не раз советовали мне совершить подобный тур по территории Северного Кавказа, где в период Великой Отечественной войны шли кровопролитные бои за каждый населенный пункт, за каждую высоту.
В этом году, в честь 75-летия Победы, я все-таки решил последовать их советам и составил себе маршрут от Черного до Каспийского морей по городам и поселениям, которые участвовали в битве за Кавказ. Мой путь прошел по территории Краснодарского и Ставропольского краев, Республики Адыгеи, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северной Осетии, Чеченской и Дагестанской Республик.
К сожалению, в этот раз удалось «выкроить» только четыре дня. Свой путь я действительно начал с того, что попал под сильный дождь. Одевать дождевик не стал, решив, что, несмотря на плохие метеоусловия на улице было довольно жарко, и действительно, ближе к Майкопу я успел несколько раз промокнуть и высохнуть. Дороги Кубани в целом хорошего качества, особенно федеральная трасса Сочи – Краснодар. По пути мне встречалось очень большое количество мотопутешественников из самых разных регионов России, общался с ними на заправках, пока пил кофе и заправлял байк. Люди были очень открытыми и доброжелательными, интересовались, нужна ли мне помощь, не нужно ли подсказать дорогу, спрашивали куда направляюсь, восхищались тем, что я с севера.
— Первой остановкой на вашем пути стал город Майкоп – столица Республики Адыгеи. Чем она запомнилась вам?
— В Майкопе я подъехал к Мемориалу героям Великой Отечественной и Гражданской войны, возложил цветы 28 героям Советского Союза из этой маленькой Республики. В этот момент к вечному огню подошли студенты профессионального училища №78 города Майкопа, и возложили красные гвоздики. Ребята хотели посетить Мемориал 9 мая, но из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции и ограничений они не смогли этого сделать раньше. В этот день студенты решили собраться вместе и прийти поклониться людям, боровшимся с фашизмом и освободившим их город от оккупации.
Оккупация Майкопа — это действительно очень трагическая страница Великой Отечественной войны. Здесь фашисты впервые применили «душегубки» — загоняли людей в пяти-, семитонные грузовики серого цвета, обитые внутри железом, таким образом, убив свыше 5 000 мирных жителей – женщин, детей и стариков, а также 150 партизан. На территории города располагались два лагеря для военнопленных, где в нечеловеческих условиях содержалось порядка 9 000 советских солдат. Большинство из них были убиты или замучены до смерти. При отступлении оккупанты уничтожали все больницы, школы, культурные центры, выжгли дотла целые районы города.
Местные жители говорят, что в России есть два города, дороги центральных улиц которых представляют собой длинные прямые и строго перпендикулярные им улочки – это Волгоград и Майкоп. Это было сделано из-за особенностей военной застройки в послевоенные годы, когда, по сути пришлось построить города заново. В Майкопе две главные улицы — Пролетарская и Пионерская. Они идут параллельно друг другу с востока на запад и, если понять, что к чему, потеряться здесь невозможно. Все адыгейцы свято чтут память о тех, кто боролся за их город и кто отстраивал его после войны.
— По дороге к Нальчику вас опять настиг сильный дождь, а потом жара. Что на ваш взгляд было хуже? Как часто вы делали остановки?
— Я всегда стараюсь останавливаться каждые 200 километров, чтобы размяться или выпить кофе. Дождь существенно увеличивает опасность аварии, дорога становится скользкой — едешь осторожнее, в шлеме нет дворников, так что и видимость не очень хорошая. На жаре тоже испытываешь небольшой дискомфорт – сиденье байка под тобой раскаляется, будто ты сидишь в бане на очень горячем камне. И всё-таки встречный ветер тебя остужает, а вот когда ты останавливаешься на перерыв, а в тени +35 градусов, то, конечно, ощущаешь кожей «жгучую» жару, непривычную северному человеку.
Как-то ехал по темноте, а на одном из участков подняли дорожное покрытие, но каких-то опознавательных знаков не было – я просто вдруг почувствовал резкий удар в колёса. Повезло, что у меня туристический мотоцикл, он прощает такие крутые «неровности», а вот на простом мотоцикле, да при большой скорости запросто можно было бы вылететь из седла. Долго испытывать судьбу в темноте я не стал, остановился в придорожном отеле, благо таких на Кавказе очень много. Там можно и выспаться и вкусно, недорого поужинать. Очень удобно!
— Из всех Республик Северного Кавказа, какая запомнилась больше всего и почему? Расскажите немного о каждом городе, который вы посетили?
— У каждой Республики был свой неповторимый колорит, потрясающие просторы природы, удивительные памятники и мечети.
Следующую крупную остановку после Майкопа я совершил в городе Нальчике. Здесь посетил стелу «Город воинской славы». С первых дней войны город превратился в один большой эвакуационный госпиталь, где за первый год врачи и медсёстры вернули в строй свыше 60 тысяч советских солдат, раненых на фронтах Великой Отечественной войны. Дорогую цену заплатили жители Кабардино-Балкарской Республики за свободу – из 70 тысяч ушедших на войну, не вернулось свыше 40 тысяч человек.
Проезжая по Республике Северная Осетия-Алания, почтил память погибших в Великой Отечественной войне у одного из знаковых памятников в истории сражений — монумента защитникам Эльхотовских ворот, расположенного в Кировском районе на территории Эльхотовского сельского поселения. В рядах защитников «Эльхотовских ворот» были представители многих братских советских народов, проявившие образцы преданности, любви к Родине, солдатского мужества и бесстрашия. Очевидцы этих кровопролитных боев в своих воспоминаниях рассказывали, что из-за огня и дыма не было видно даже неба, а река Терек и земля вокруг была красной от крови.
На следующий день, доехав до города Махачкалы, сделал остановку у Мемориала воинам, павшим в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. В военные годы Махачкала стала местом, приютившим 200 тысяч беженцев со всего Северного Кавказа, больше, чем было населения самого города. Предприятия Махачкалы активно выполняли военные поставки. Сюда было эвакуировано множество заводов.
В этих городах я уже был во время моих рабочих поездок. Их удавалось посмотреть лишь мельком. В Чеченской Республике я ни разу не был, поэтому посещение города Грозного вызывало у меня особый интерес и предвкушение. И мои ожидания полностью оправдались! Был поражён красотой Чечни – её природой и городами Грозным и Шали. Современные, чистые, очень атмосферные и комфортные для людей.
В Грозном я посетил памятник пожарным, погибшим при тушении пожаров от налётов фашистской авиации на Грозный и стелу «Город воинской славы» в центре города. В годы войны на 90% военная советская авиация снабжалась высококачественными грозненскими нефтепродуктами. Запасы нефти в Грозном и Баку считались ключевыми в советской оборонной промышленности. Более 100 тысяч жителей многонационального Грозного трудились на оборонительные сооружения на подступах к городу. А также посетил самую крупную в Европе мечеть «Гордость мусульман» имени пророка Мухаммеда в городе Шали.
Сейчас Грозный – цветущий город-сад, переживший не одну войну, он раз за разом возрождался и отстраивался, становясь всё красивее и красивее. А все его жители свято чтут своих предков, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками, а также тех, кто погиб при насильственной депортации чеченцев и ингушей с их исторической Родины в 1944 г. Домой многие солдаты вернулись лишь в 1957 году.
— Как часто вы встречали мотопутешественников на своем маршруте по Кавказу?
— Мототуристов в этих республиках я не встретил. Может они и есть, но их мало. Встречались мне ребята на мотоциклах, но все местные, а чтобы путешественник, да издалека – нет. Может на это повлияла пандемия, может просто такое направление туризма не так популярно на Кавказе – сложно ответить.
Впрочем, в Северной Осетии я встретил пару мотоциклистов из Москвы, они ехали через всю страну в Дербент, путешествовали. Ребята были в восторге от природы Кавказа, как и я.
А про Дагестан я скажу еще, что там очень душевные люди, даже на заправках незнакомцы спрашивали, не нужна ли помощь, предлагали отдохнуть у них, всегда улыбались, открыто обращались. После моего мототура, могу с уверенностью сказать, что путешествие на мотоцикле по Северному Кавказу является перспективным направлением развития туризма.
— Про коронавирус. Есть ли посты между Республиками? А если есть, как проходит осмотр?
— Быстро и довольно корректно. Долго люди на границах не стоят. В целом сотрудники ГИБДД и сами водители с пониманием к этому относятся.
— Подводя итоги своего путешествия по Кавказу, что можете сказать о мототуризме? И сохранении памяти о героическом прошлом?
— Как я уже сказал, путешествие по Кавказу может стать перспективным направлением туризма для любителей байков, можно по-настоящему прочувствовать на себе особенности этого невероятно гостеприимного региона. Там хорошо развита сеть придорожных кафе, отелей, есть, что посмотреть на природе, свежий горный воздух, стремительно меняющаяся погода, доброжелательные люди, живущие по удивительным традициям. Там очень много древних памятников архитектуры, по Кавказу думаю можно ездить из года в год, и каждый раз открывать его заново.
Мой мотопробег – своеобразная дань памяти великим подвигам кавказского народа. В этот Юбилейный год великой победы для меня было особенно важно почтить память погибших в боях, поддержать до сих пор живущих ветеранов.
Все памятники Великой Отечественной войны здесь ухоженные, даже в очень маленьких посёлках – всё побелено, покрашено, лежат свежие цветы. Люди помнят, что в битве за Кавказ погибло свыше 350 тысяч советских солдат и бесчисленное количество мирного населения.
Я рад, что увидел всё своими глазами и жалею лишь о том, что у меня было лишь несколько дней, чтобы насладиться знакомством с народом Кавказа, его традициями и культурой. Обязательно вернусь сюда уже со своей семьей. И советую всем любителям мотопутешествий обязательно посетить уникальные места Северного Кавказа.
— Что для вас езда на мотоцикле, какие ощущения вы испытываете?
— Для меня езда на байке, вроде медитации для йога. Я отключаю мозг от повседневных мыслей, думаю только о ближайших метрах дороги. Когда мчишь на байке, обостряется слух, зрение и обоняние. Ты улавливаешь запахи поля, деревни и города. Вечер, ночь, утро тоже пахнут по-особенному. Обожаю все это! За все свои путешествия на байке я полюбил ездить один, так ты ни от кого не зависишь, полностью можешь управлять своим временем – например, в каком-то месте задержаться подольше, познакомиться с местными жителями, заехать в интересные места.
Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.