«Засекреченное дело». В Тюмени за рукоприкладство судят экипаж ДПС
Опубликовано: 24 ноября 2021, 9:55 | Служба новостей ТюменьPRO

В Тюменском районном суде уже второй год рассматривается уголовное дело над экипажем областной ДПС ГИБДД — Андреем Саксиным, Ашотом Арутюняном и Денисом Федоровским. Инспекторов судят по ч.3 ст. 286 Уголовного кодекса РФ — превышение должностных полномочий с применением насилия. Но самое интересное в этом деле не то, что фигуранты «прославились» на всю страну по центральным телеканалам, а то, что по неизвестным причинам уже второй судья принимает решение сделать этот процесс закрытым. Корреспонденту «ТюменьPRO» удалось побывать на очередных заседаниях «очень секретного» дела.
Как сообщалось ранее, в ночь с 4 на 5 января 2020 года Артем Данекин вез свою жену с подругой домой из п. Боровский на автомобиле «ДЭУ Матиз». На проселочной дороге, параллельной Московскому тракту, автомобилю перегородил дорогу экипаж ДПС. Вышедший инспектор Арутюнян подошел к Данекину и спустя примерно 8 секунд не предъявляя документов, махнул рукой остальным сотрудникам ДПС. Подбежавшие инспекторы Саксин и Федоровский вытащили водителя из машины и начали его избивать («охлаждать снегом» — по версии защиты). Досталось от инспекторов и Екатерине Данекиной. В дальнейшем от привлечения водителя к административной ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ спасло то, что все происходящее записывала на камеру телефона его жена, а также видеорегистратор патрульного автомобиля.
В отношении инспекторов позже было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 286 Уголовного кодекса РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия), которых уволили из полиции и даже ненадолго отправляли в СИЗО на время следствия. Однако, в настоящее время все трое восстановились в должности, и снова являются действующими сотрудниками ДПС.
В ту неудачную для инспекторов ночь, им «подвернулась» не только семья Данекиных, но и компания молодежи, стоящая у магазина в с. Луговое и никого не трогающая. Подъехавшие инспекторы начали обвинять стоящих молодых людей, «что они гоняют по поселку». Когда один из стоявших попросил инспекторов разговаривать вежливо и представиться по закону, Федоровский и Арутюнян «применили к потерпевшему болевой прием «загиб руки за спину», причинив потерпевшему незаконными действиями физическую боль в плечевых суставах, нравственные страдания, после чего отвели к патрульному автомобилю» (формулировка из обвинительного заключения). После этого сидевший за рулем патрульного автомобиля инспектор ДПС Саксин вышел, и подойдя к удерживаемому с двух сторон за руки потерпевшему сначала положил ему руку на голову, а потом попытался ударить ногой. После этого Саксин увидел, что все происходящее снимает на камеру сотового телефона другой молодой человек. Подойдя к нему, Саксин сначала ударил его ногой в колено, а потом смахнул руку с телефоном, чтобы все происходящее не попадало в кадр.
Скриншот из картотеки Тюменского районного суда
В минувший понедельник и вторник в Тюменском районном суде после длительного перерыва продолжилось рассмотрение уголовного дела в отношении инспекторов. В понедельник успели заслушать троих свидетелей эпизоду, произошедшему в с. Луговое. Поскольку с момента преступления прошло почти два года, свидетели, естественно, в подробностях уже все не помнили, о чем и заявляли на вопросы адвокатов обвиняемых. После опроса первого свидетеля, адвокат Владислав Луньков сначала заявил ходатайство об оглашении показаний свидетеля, а потом — отвод присутствующему помощнику прокурора Тюменского района Елене Молчановой.
Инспектор ДПС ГИБДД Тюменской области Андрей Саксин (справа)
(вменяется 4 эпизода по ч.3 ст. 286 УК РФ)
«Ваша честь, я заявляю отвод прокурору в связи с бездействием и не заявлением ходатайства об оглашении показаний свидетеля. Мы что в приговоре будем писать? Что свидетель ничего не помнит? Это противоречит Постановлению Пленума Верховного суда РФ «О судебном решении». Я считаю, что прокурор полностью отказался от поддержки обвинения», — заявил представитель потерпевших. В удовлетворении ходатайства естественно было отказано, зато показания остальных свидетелей оглашали уже по ходатайству прокурора.
Во вторник хотели опросить оставшихся свидетелей, но не успели. Заседание началось с ходатайства адвоката Лунькова отменить вынесенное еще в августе определение судьи о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании. Это значит, что в зал суда не только не допускаются все желающие (в том числе представители СМИ), но и присутствующим запрещается пользоваться какими-либо записывающими средствами, кроме бумаги с ручкой. Определение судья Марина Шабалина вынесла по ходатайству адвокатов подсудимых, которые мотивировали тем, что в ходе судебного разбирательства могут быть разглашены персональные сведения сотрудников полиции, которые уже более года размещены в картотеке суда. Кроме того, по заявлению самих полицейских, с момента, как их дело стало достоянием СМИ, они стали получать у себя социальных сетях неприятные комментарии и угрозы. При этом ни одного заявления в полицию по фактам угрозы полицейскими предоставлено не было.
Инспектор ДПС ГИБДД Тюменской области Ашот Аратюнян
(вменяется 2 эпизода по ч.3 ст. 286 УК РФ)
«Правосудие по своей сути признается таковым лишь при условии, что оно отвечает закрепленному в Конституции Российской Федерации, а также в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека требованию справедливости. Мотивы изменения характера судебного заседания уголовно-процессуальному закону не соответствуют. Указание суда на п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ и необходимость обеспечить безопасность участников судебного разбирательства и их близких в нарушение ч. 2.1 ст. 241 УПК РФ ссылками на конкретные обстоятельства, свидетельствующие о наличии опасности для данных лиц, не сопровождается. Объективных обстоятельств, подтверждающих вывод суда о необходимости обеспечить безопасность участников, не имеется.» (из ходатайства представителя потерпевших)
По словам Владислава Лунькова, открытость судопроизводства предполагает контроль со стороны общества, защищает стороны от отправления правосудия в тайне, и является одним из средств поддержания доверия к суду, одной из основ справедливого судебного разбирательства. Отправление правосудия может быть признано законным и справедливым в том случае, когда оно осуществляется публично. Принцип публичности закреплен в ст. 241 УПК РФ, в соответствии с которой суд имеет право назначить разбирательство дела и рассмотреть его в закрытом судебном заседании в случаях, установленных законом, в отношении всего судебного разбирательства либо соответствующей его части. Ни одно из условий, указанных в части 2 ст. 241 УПК РФ на данный уголовный процесс не распространяется.
Инспектор ДПС ГИБДД Тюменской области Денис Федоровский
(вменяется 2 эпизода по ч.3 ст. 286 УК РФ)
Закончил свою речь Вячеслав Луньков словами Президента России Владимира Путина, сказанными на фестивале журналистов «Вся Россия — 2019». «Сегодня СМИ служат действенным механизмом общественного контроля. Активизируют прямой предметный диалог между гражданами и властью. И не только по делу, результативно критикуют её представителей, но и являются организаторами полезных инициатив».
По поводу заявленного ходатайства судья спросила мнение участников процесса. Адвокаты и подсудимые, естественно выступил категорически против. Причем, один из инспекторов обронил чуть слышно – «галиматья полная!» На удивление выступила против открытия судебного процесса и прокурор Елена Молчанова, которую накануне обвинили в бездействии и отказе от поддержки обвинения. Поддержали ходатайство Лунькова, что тоже естественно, все потерпевшие и их представители.
Корреспондент «ТюменьPRO», участвующий в процессе в качестве представителя одного из потерпевших, напомнил судье о недавних громких процессах над высокопоставленными полицейскими, их открытости и роли социальных сетей в жизни сотрудников полиции.
«Ваша честь! Во-первых, вести социальные сети, или нет – это личное дело каждого гражданина. И наличие таковых у сотрудников правоохранительных органов негласно не одобряется руководством УМВД. Так что никто не мешает подсудимым удалиться из социальных сетей. Во-вторых, недавно был суд над бывшим начальником УМВД по Тюменской области генералом Юрием Алтыновым и его подчиненным полковником Дмитрием Габовым. В настоящее время передано в суд уголовное дело бывшего начальника ГИБДД Тюменской области полковника Александра Селюнина. Все эти процессы являлись и являются открытыми. Но если следовать логике адвокатов подсудимых, мы можем получить опасный прецедент. Как только уголовное дело поступает в суд, фигурант заводит аккаунт в социальных сетях и ходатайствует перед судом о проведении процесса в закрытом режиме, т.к. ему там кто-то якобы начинает угрожать».
По поводу закрытости судебного процесса редакция обратилась за комментарием в Юридическую компанию «Аспект», не являющуюся стороной процесса.
«Гласность – один из принципов уголовного процесса. Закрытое судебное разбирательство допускается только в строго ограниченном законом перечне случаев. В законе прямо указано, что должны быть конкретные фактические обстоятельства, на основании которых суд принял такое решение. Если суд не приводит конкретные обстоятельства и факты, а просто «идет навстречу» подсудимым из-за общественного резонанса, то с точки зрения юристов это выглядит странно. Общество давно стало открытым. И если кто-то пытается закрыть информацию о чем-либо важном для общества, — это, наоборот, привлекает еще большое внимание и получает соответствующую общественную оценку», — пояснил управляющий партнер ЮК «Аспект» Степан Матаев.
Следующее судебное заседание назначено на 29 ноября. На нем будет решаться вопрос, в каком формате будут судить сотрудников ДПС за превышение должностных полномочий с применением насилия.
«ТюменьPRO» продолжает следить за развитием событий.
Фото подсудимых – сайт rosderzhava.ru
Виктор Нестерук
Комментарии
Добавить комментарий
Уважаемые читатели! Комментарии, не соответствующие теме материала, содержащие неподтвержденные сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, имеющие заведомо клеветнический характер в адрес объектов и субъектов публикаций, а также противоречащие нормам Закона о СМИ РФ, могут быть удалены.
Срок привлечения к уголовной ответственности натягивают. Прекратят за истечением сроков. Это нормальная ситуация, руководству УМВД нельзя показывать осуждённых сотрудников, могут премии лишить.
Срок давности 10 лет, сразу видно диванных экспертов
Срок давности 10 лет. Ваш довод неверен
Есть такая серия госномера , СТО — суд Тюменской области, которая делает судей неприкасаемыми на автодорогах
Председатель суда бывший сотрудник МВД… может это совпадение?